Римские юристы о системе права

В общественно-политической жизни древнего Рима видное место занимали римские юристы, которые пользовались большим почетом у знати и простых граждан. К ним обращались за консультациями не только частные, но и должностные лица вплоть до самих императоров. При Августе наиболее выдающиеся юристы получили привилегию, в силу которой их разъяснения стали обязательными для судей по соответствующим делам. Юристы нередко занимали ответственные посты. Так, например, Ульпиан и Папиниан были префектами претория, то есть первыми лицами после императора.

Развитие римского права достигло наиболее высокого уровня во времена принципата, когда римское государство находилось в зените своего могущества. Служебная роль римского права состояла в том, чтобы дать юридическое обоснование существующего строя, оправдать господство Рима над завоеванными народами. Римские юристы, выступая в роли рупоров власти римских цезарей, создали свое государственное право.

Среди римских юристов не было единства в решении ряда важнейших вопросов и прежде всего по вопросу о рабстве.

Так, римский юрист II в. н.э. Гай считал незыблемым основное деление людей на свободных и рабов и не подвергал никакому сомнению причисление рабов к категории вещей. Такие взгляды разделял и Ульпиан (ок. 170-228 гг.), который, как и многие другие римские юристы, а также юрист Флорентин, иначе решал общий вопрос о рабстве. Они считали, что по естественному праву все люди рождаются свободными. В этих разногласиях определенно отражается кризис рабовладельческой системы, причем римские юристы в силу своей позиции еще не делают вывода о необходимости ликвидировать рабство.

Ульпиан, в частности, различал:

  • * право публичное, которое относится к положению Римского государства;
  • * право частное, которое относится к пользе отдельных лиц

Частное право Ульпиан разделил на три вида:

  • 1. естественное право — общее для всех живых существ право, присущее не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле. Согласно естественному праву все рождаются свободными, заключаются браки, воспитываются дети.
  • 2. право народов — право, сложившееся на космополитической основе. Это право, которым пользуются народы, оно является общим только для людей, а не для животных. Согласно этому праву ведутся войны; море признается общим для всех; обеспечивается неприкосновенность послов; люди делятся на свободных и рабов.
  • 3. цивильное право — естественное право и право народов, которые адаптированы к потребностям римских граждан для них это право частной собственности и семейное право.

Тема 4 Политические и правовые учения в Древнем Риме-1ч.

1. Учение Цицерона о государстве и праве.

2. Римские стоики о природе и системе права. Космополитизм стоиков. Сенека о двух видах государства.

3. Римские юристы о природе и системе права; Учение о праве и справедливости.

4. Политические и правовые идеи раннего христианства. Библия. Политическое и правовое учение Августина

Учение Цицерона о государстве и праве.

Идею о преимуществах смешанной формы власти разделяет и римский политический деятель Марк Тулий Цицерон. Применительно к Риму он допускал в качестве смешанной формы правления единство трех государственных институтов: власти консулов, сената и народного собрания. Предпочтение отдается сенатской форме правления.

Государство, по Цицерону, есть общее дело, достояние народа, “соединение” людей на основе общего интереса. Этому государству присущи основные черты республиканского правления, так как республика — это не только выражение общего интереса всех свободных граждан, но и согласие между ними в вопросах права. Она есть общий порядок.

Таким образом, Цицерон объединил в своем учении социально-политический и юридический подходы в понимании государства.

Из определения государства как соединения народа на основе общности права и всеобщей пользы следует со всей очевидностью, что причиной возникновения государства является врожденная потребность людей жить вместе.

Главную задачу государства он видит в защите частной собственности и господствующего положения оптиматов (верхов). В учении о различных формах государства Цицерон настойчиво проводит идею о взаимосвязи права и государства. В нем праву отводится роль конституирующего признака государства. Политическое учение Цицерона было направлено на оправдание социального неравенства и реакционных форм правления.

В целях обоснования рабства и неравенства между римскими гражданами и покоренными народами римскими юристами осуществляется деление частного права на естественное, право народов и цивильное право. Большинство римских юристов полагало, что рабство противоречит естественному праву. Они обосновывали его вечное существование. К их числу относится и Гай Ульпиан.

Иная позиция во взглядах на сущность государства определяется в учении Эпикура. По его учению, государство создается для обеспечения безопасности людей, преодоления страха и создания условий для разумной, приятной и нравственной жизни. Являясь результатом договора, оно защищает справедливость. Взгляды Эпикура на договорное государство разделяет и Лукреций Кар. Учения и того, и другого отличают крайняя аполитичность.

2.. Римские стоики о природе и системе права. Космополитизм стоиков. Сенека о двух видах государства.

Воспринятая стоиками аполитичность получила свое развитие в воззрениях о духовном равенстве людей независимо от их этнической принадлежности. Луций Анней Сенека и Марк Аврелий в последующем развили идею о государстве с равными для всех законами. Однако это обстоятельство не исключало социального и политического неравенства.

Римские юристы о природе и системе права; Учение о праве и справедливости.

Римские юристы внесли значительный вклад в разработку проблемы права и закона. Под правом имелось в виду право вообще, охватывающее как естественное, так и все, что позже стало именоваться позитивным правом: обычное право, закон, эдикты магистратов, решения сенатов, право юристов установления принцепсов, конституции императоров и т.д. Известные римские юристы Ульпиан и Гай проводили идею тесной взаимосвязи и единства различных составных моментов общего права. Исходным же представлением о праве, присущим всем римским юристам, было понимание его как нравственного явления: право как искусство, наука, как равенство и справедливость, добродетель и правильность. Для правопонимания характерно стремление подчеркнуть ценностные черты права. Стремление древнеримских юристов выделить в понятии права ценностные черты распространяется на все источники права, в том числе и на закон. В определении закона, приведенном Папинианом, он есть, прежде всего, “общий обет государства, решение мудрых мужей, обуздание преступлений и т.д.”, и только потом принудительный акт определенного органа.

Таким образом, идеально-правовые качества права и закона соответствовали у юристов Древнего Рима исходным принципам, началам права. Эта ориентация нашла выражение, и развитие в правовой мысли последующих эпох.

Выделяются следующие основные виды источников римского права:

1)правовой обычай (состоит из двух основных видов — обычаи предков и религиозные обычаи);

2)законы (lex, legis);

4)сенатусконсульты (постановления Сената);

5)деятельность римских юристов.

В той или иной комбинации эти виды источников права присутствуют практически на всем протяжении римской истории. Приоритет тот или иной источник получает в зависимости от того или иного периода развития права.

Первыми юристами в Риме были патроны. В их лице совмещались две профессии: юрисконсультов и адвокатов. Они не только защищали своих клиентов в суде, но и разъясняли им законы, давали юридические советы, руководили ими при заключении сделок. Но когда патронат окончательно распался и изучение права сделалось достоянием всех желающих, развитие юридической профессии пошло двумя различными путями. Одни юристы, не обладавшие красноречием, занялись исключительно юридической консультацией. Другие, наоборот, занялись адвокатурой, причем иногда совмещали с ней и консультацию, а иногда оставляли эту деятельность, как почетную и менее утомительную, на старость. Первые получили название юрисконсультов или правоведов. Их деятельность заключалась в подаче юридических советов (respondere), участии при заключении сделок для соблюдения требуемых формальностей (cavere) и поддержке на суде адвокатов, которые всегда были основательно знакомы с правом (agere). Консультации давались или на дому или на форуме. Сидя, по патриархальному обычаю, у порогов своих домов, или гуляя по форуму (рыночной площади), где впоследствии правительство выстроило особое здание для консультации, они помогали своими советами всем обращавшимся к ним. Нередко сами судьи обращались к ним, при вынесении судебного решения сослаться на авторитет ученого юриста. Юрисконсультами были обыкновенно патриции, и это обстоятельство вместе с безвозмездностью их деятельности, вознаграждавшейся только добровольными приношениями клиентов, и высокой пользой профессии придавало ей особый почет. «У греков, — с гордостью замечает Цицерон, — помощниками ораторов являются в судах люди низкого происхождения, привлекаемые ничтожной платой, у нас же, наоборот, лучшие и знатнейшие мужи» (сам Цицерон, говорят, брал гонорары книгами). Юристы Ювенал и Марциал называли деятельность юрисконсультов священной.

В императорский период юридические школы были в Риме, Александрии, Афинах и других городах. Юридическое обучение состояло из instructio (допущение учеников присутствовать при консультациях своего патрона). Некоторым юристам государство предоставляло помещение для публичных консультаций. Юристы периода республики были, по преимуществу, практики, юристы эпохи империи — теоретики. Главные юридические сочинения были следующие:

1)институции (учебники); регулы (юридические афоризмы для заучивания наизусть); дефиниции — краткие определения основных институтов права (все эти учебники предназначались для первоначального обучения);

2)комментарии цивильного права (Законы XII таблиц); комментарии преторских эдиктов; комментарии новых законов (первым комментатором XII таблиц был Муций Сцевола);

3)решения (responsa), которые были даны юристами в течение их практики, переписка юристов, руководства в юридической практике.

Юриста нельзя смешивать с адвокатом или оратором. Первый — высказывал суждения и давал юридические консультации (известные юристы могли выступать в качестве адвоката, но, как правило, юристы выступали в качестве советников адвокатов и судей); второй — выступал в суде, представлял доказательства, проводил опрос свидетелей и т. п.; оратор сопровождал клиента и помогал ему в судебном поединке. В Риме эти функции были разделены в соответствии с каждой их фаз римского судебного процесса — между претором и судьей соответственно.

Деятельность римских юристов имела большое значение в вопросе решения судебных дел в соответствии с формулой, так как зачастую именно они помогали преторам составлять новые формулы и процессуальные правила.

Самым известным представителем судебного ораторского искусства был Марк Туллий Цицерон. В отличие от оратора, юрист не придавал значения красоте слога — он был занят поиском истины. Поэтому его стиль был ясным. Ответы — четкими и простыми. Период наибольшего блеска римской юриспруденции начинается с принципата Августа и заканчивается эпохой Диоклетиана, при котором наступила эпоха анонимных юристов и господства имперской бюрократии.

О некоторых известных юристах необходимо знать несколько подробнее. Например, Эмилий Папиниан был убит в 213 г. н. э., так как не пожелал оправдать убийство императором Каракаллой своего брата и соправителя Геты. Позднее за гениальные ответы на казусы его стали называть величайшим из римских юристов. Им написаны несколько сочинений по казуистике — 37 книг «Дигест» и 17 «Ответов». Юлий Павел — ученик Сцеволы, потомок древнейшей римской патрицианской фамилии (род Юлиев традиционно считался происходившим от богини Венеры), им написаны 317 книг по юриспруденции. Последним великим юристом классического периода считают Герения Модестина. Он превосходно владел не только латынью, но и греческим, писал в простой и доступной форме, его труды также были включены в юстиниановские Дигесты.

В противоположность юрисконсультам, адвокаты занимались судебной защитой. Они по-прежнему продолжали называться патронами (patroni causarum) до самого конца республики. Термин же «адвокат» (advocatus) прилагался совсем к другому разряду лиц и только во времена империи отождествился с термином «патрон». В то же время они не были представителями сторон на суде. По древнейшему римскому праву представительство допускалось только по исключению, и другие патроны являлись на суд вместе с тяжущимися клиентами. Что касается адвокатов (advocati), то ими назывались родственники и друзья тяжущегося, которые являлись вместе с ним в суд и подавали ему советы или просто своим присутствием выражали сочувствие к нему. С течением времени звание «адвокатов» было распространено на лиц, которые помогали тяжущемуся вести процесс, собирали документы, покрывали издержки, приготовляли средства защиты и сообщали их патрону. Иногда даже адвокатами именовались обыкновенные свидетели. Но преимущественно этот термин употреблялся для обозначения родных и друзей, сопровождавших тяжущегося на суд. Такой обычай, существовавший издавна и аналогичный с древнерусским институтом пособников, удержался до позднейших времен. Известно например, что римские императоры не раз являлись в суд в качестве таких адвокатов. Разницу между всеми этими соприкасающимися с настоящей адвокатурой родами судебной деятельности сформулировал Асконий: «кто защищает кого-либо в суде, тот называется патроном, если он оратор; адвокатом, если он помогает юридическими советами (jus suggerit) или своим присутствием выражает дружеское участие (praesentiam commodat amico); поверенным, если ведет дело, и конитором, если принимает на себя дело присутствующего и защищает как будто свое». Кроме того, в Риме существовали хвалители, которые в качестве свидетелей выставляли на вид заслуги и достоинства подсудимого; напоминатели (monitores), подсказывавшие оратору юридические положения, а иногда даже участвовавшие в прениях; замедлители (moratores), задача которых заключалась в том, чтобы говорить речь в то время, когда главный оратор отдыхал, и законники — юрисконсульты низшей квалификации. В полном смысле слова только патроны соответствовали статусу адвоката.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Источники: http://vuzlit.ru/1372526/rimskie_yuristy_suschnosti_sisteme_prava, http://lektsii.org/16-33448.html, http://cyberpedia.su/3x78cb.html

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *