Рабочая программа введение в специальность юристы

ГОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

Кафедра теории и истории государства и права

Рабочая программа учебной дисциплины

В.3.1.1 ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ ЮРИСТА

Направление подготовки 030900.62 Юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Форма обучения очная

Составитель: Хажипов Р.Х., канд.филос.наук, доцент

Рабочая программа курса «Введение в профессию юриста» предназначена для студентов очной формы обучения, обучающихся по направлению бакалавриата 030900.62 «Юриспруденция».

Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 4 мая 2010 г. №464.

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры теории истории государства протокол № __9__ от «__24__» _июня___ 2011 _ г.

Заведующий кафедрой ________________ _Федько Р.А._______

Одобрено Учебно-методическим советом ГОУ ВПО «БАГСУ»,

протокол № _2_ от «_29_» _июня__ 2011 _ г.

1 Цели и задачи освоения дисциплины.

Развитие и совершенствование юридического образования в Российской Федерации определяется растущими потребностями и динамикой развития общественных отношений. Формирование демократического правового государства, строительство цивилизованного гражданского общества, радикальные е преобразования в экономике, продолжающаяся административная реформа в системе государственного управления и другие процессы требуют регулярного обновления законодательства. В этих условиях особое значение приобретает подготовка специалистов, способных профессионально заниматься правотворческой и правоприменительной деятельностью, т.е. юристов.

Важная социальная роль юридической профессии в правовом цивилизованном государстве предъявляет к ней высокие профессиональные и морально-этические требования. Студенты, решившие стать юристами, должны четко представлять содержание и характер своей будущей деятельности. Для успешного освоения основных юридических дисциплин, предусмотренных учебным планом по специальности «Юриспруденция», студентам необходимо ознакомиться с некоторыми общими контурами профессии юриста и теми требованиями, которые к ней предъявляются. Данную задачу позволяет решить предлагаемый курс «Введение в профессию юриста»

Для реализации названной цели в процессе изучения дисциплины необходимо решить следующие цели:

1. Ознакомить студентов с процессами возникновения и становления науки юриспруденции и юридического образования в европейских странах и в России.

2. Дать общее представление об основных направлениях юридической деятельности и их специфических особенностях.

3. Способствовать выработке интеллектуальных и волевых качеств, необходимых для осуществления профессиональной юридической деятельности.

Изучение курса «Введение в профессию юриста» осуществляется в соответствии с настоящей учебной программой с использованием учебников и учебных пособий.

Вниманию студентов предлагается лекционный материал. Закрепление материала осуществляется на семинарских занятиях и организуемой студентами самостоятельной работе.

В процессе изучения курса студентам необходимо вести конспект, в который записываются основные понятия, определения, характеристики профессиональной деятельности юриста и иные важные вопросы по каждой теме.

В ходе подготовки к практическим занятиям следует использовать рекомендуемую в программе учебную литературу, а также привлекать нормативно-правовые акты, регулирующие различные стороны профессиональной деятельности юриста.

2. Место дисциплины (модуля) в структуре ООП направления подготовки

Содержательно-логические связи дисциплины (модуля)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

(Академия ВЭГУ)
Кафедра теории государства и права и международных отношений

Ректор Академии ВЭГУ
_____________________ Е.К. Миннибаев

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

Специальность: 030501.65 Юриспруденция

Специализации: Государственно-правовая, Гражданско-правовая, Уголовно-правовая

Составитель: канд. юрид. наук, доцент Лившиц Л.В.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебная дисциплина «Введение в специальность» преследует цель помочь студенту в его первых шагах к вершинам правовых знаний, дает первые юридические понятия, представление об основных направлениях юридической деятельности, видах юридических профессий, учит работать с нормативным материалом и научными источниками, знакомит с требованиями, предъявляемыми к студенту – юристу, позволяет студенту сориентироваться в выборе будущей специализации.

В процессе обучения студенты должны также получить углубленные знания, касающиеся современного состояния и перспектив развития юридического образования.

Задачи курса «Введение в специальность»:

– овладение первоначальными знаниями о праве, юриспруденции, правовой системе, юридических профессиях и требованиях к ним, юридическом образовании, вузе, в котором проходит обучение;

– отработка умений определять основные категории курса, различать основные понятия в сфере юриспруденции, давать характеристику основным юридическим профессиями, распознавать виды занятий в вузе, правильно оформлять письменные работы;

– получение навыков работы с нормативными и научными источниками, навыками подготовки к занятиям по юридическим дисциплинам, навыками самостоятельной работы.

Программа курса определяет объем знаний, которыми должен обладать выпускник юридического вуза, содержание и структуру данной учебной дисциплины независимо от формы обучения. В ней определяется перечень необходимых тем и последовательность их изучения.

Программа имеет большое значение и при организации самостоятельной работы студента, особенно при изучении отдельных тем курса по учебнику, лекциям и другим источникам. В программе содержится перечень литературы, рекомендуемой для изучения курса.

При изучении курса студентам необходимо руководствоваться учебной программой, тематическим планом и настоящими методическими рекомендациями, изучить рекомендованную литературу.

Форма аттестации – зачет.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

По окончанию изучения курса студенты должны получить первоначальные знания :

о праве, юриспруденции, правовой системе, основных юридических понятиях;

об основных направлениях юридической деятельности;

о видах юридических профессий;

— о требованиях, предъявляемых к представителям юридических профессий;

— о юридическом образовании в РФ;

-о вузе, в котором проходит обучение.

В процессе обучения студенты должны также получить углубленные знания, касающиеся современного состояния и перспектив развития юридического образования.

Студенты должны приобрести умения и навыки:

— определять основные категории курса;

— различать основные понятия в сфере юриспруденции;

— давать характеристику основным юридическим профессиям;

— распознавать виды занятий в вузе;

— работы с нормативными и научными источниками;

— подготовки к занятиям по юридическим дисциплинам, самостоятельной работы;

— правильно оформлять письменные работы.

3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

для студентов, обучающихся на базе

общего среднего образования

Тематический план для студентов,

обучающихся на базе среднего профессионального образования

4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1: Общие понятия о юриспруденции
Юриспруденция. Право. Отрасли российского права. Источники российского права. Место права в современной жизни.

Правовая система Российской Федерации. Законность и правопорядок.
Тема 2: Направления деятельности юриста.

Основные юридические профессии
Многоаспектность профессиональной деятельности юриста. Личность юриста.

Деятельность юристов в государственных и негосударственных организациях. Основные юридические профессии.

Судья. Полномочия судьи. Прокурор. Полномочия прокурора. Следователь. Полномочия следователя. Адвокат. Полномочия адвоката. Нотариус. Полномочия нотариуса. Юрисконсульт. Полномочия юрисконсульта. Другие юридические профессии.

Требования, предъявляемые к юристам: морально-этические, физические, психологические и специальные.
Тема 3: Юридическое образование.

Формы и методы обучения по специальности «Юриспруденция»
Юридическое образование. Общая характеристика специальности «Юриспруденция». Научные направления специальности «Юриспруденция».

Государственный стандарт высшего юридического образования. Циклы дисциплин, входящих в государственный стандарт высшего юридического образования. Квалификационная характеристика выпускника вуза, получившего квалификацию «Юрист».

Формы получения юридического образования. Перспективы развития юридического образования в Российской Федерации.

Формы занятий в юридическом вузе. Лекции по юридическим дисциплинам. Семинарские и практические занятия по юридическим дисциплинам.

Формы контроля знаний студентов по юридическим дисциплинам. Текущий, промежуточный и итоговый контроль.

Зачеты и экзамены. Порядок сдачи зачетов по юридическим дисциплинам. Порядок сдачи экзаменов по юридическим дисциплинам.

Самостоятельная работа студентов: понятие, задачи и виды.

Курсовая работа. Порядок выполнения и защиты курсовых работ по юридическим дисциплинам.

Научная работа студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция».

Работа с нормативными источниками: задачи и основные правила. Место официальной публикации нормативных актов.

Работа с научными источниками по специальности «Юриспруденция»: виды источников, основные правила и способы их использования.

Итоговая государственная аттестация по специальности «Юриспруденция». Государственный экзамен. Выпускная квалификационная работа.
Тема 4: Юридическое образование в Восточной экономико-юридической гуманитарной Академии
Общая характеристика Восточной экономико-юридической гуманитарной Академии как вуза, обучающего юристов. История юридического образования в Восточной экономико-юридической гуманитарной Академии.

Подразделения Академии ВЭГУ, осуществляющие подготовку квалифицированных специалистов в сфере юриспруденции. Юридический институт. Кафедры юридического института. Криминалистическая лаборатория. Специализации юридического обучения в Восточной экономико-юридической гуманитарной Академии.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Обязательные виды работ, выполняемых студентами самостоятельно

по указанию и под контролем преподавателя

во время внеаудиторной работы:
1. Подготовка ответов на теоретические вопросы по темам.

2. Самостоятельная работа с рекомендованными нормативными, учебными и научными источниками (изучение, конспектирование).

3. Усвоение и запоминание определений основных понятий учебной дисциплины.

6. АТТЕСТАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Понятие юриспруденции.
  2. Понятие права. Система российского права.
  3. Место права в современной жизни.
  4. Законность и правопорядок.
  5. Характеристика деятельности юристов в государственных и негосударственных организациях.
  6. Основные направления юридической деятельности.
  7. Основные юридические профессии.
  8. Судья: полномочия судьи.
  9. Прокурор: полномочия прокурора.
  10. Следователь: полномочия следователя.
  11. Адвокат: полномочия адвоката.
  12. Нотариус: полномочия нотариуса.
  13. Юрисконсульт: полномочия юрисконсульта.
  14. Морально-этические требования, предъявляемые к юристам.
  15. Физические требования, предъявляемые к юристам.
  16. Специальные требования, предъявляемые к юристам.
  17. Общая характеристика юридического образования.
  18. Государственный стандарт высшего юридического образования.
  19. Циклы дисциплин, входящих в государственный стандарт высшего юридического образования.
  20. Квалификационная характеристика выпускника вуза, получившего квалификацию «Юрист».
  21. Формы получения юридического образования. Перспективы развития юридического образования в Российской Федерации.
  22. Формы занятий в юридическом вузе.
  23. Лекции по юридическим дисциплинам.
  24. Семинарские и практические занятия по юридическим дисциплинам.
  25. Формы контроля знаний студентов по юридическим дисциплинам: текущий, промежуточный и итоговый контроль.
  26. Зачеты и экзамены: понятие, формы.
  27. Порядок сдачи экзаменов и зачетов по юридическим дисциплинам.
  28. Самостоятельная работа студентов: понятие, задачи и виды.
  29. Курсовая работа. Порядок выполнения и защиты курсовых работ по юридическим дисциплинам.
  30. Научная работа студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция».
  31. Работа с нормативными источниками: задачи и основные правила.
  32. Работа с научными источниками по специальности «Юриспруденция»: виды источников, основные правила и способы их использования.
  33. Итоговая государственная аттестация по специальности «Юриспруденция»: понятие и формы.
  34. Выпускная квалификационная работа.
  35. Общая характеристика Академии ВЭГУ.
  36. История Академии ВЭГУ.
  37. Подразделения Академии ВЭГУ, осуществляющие подготовку квалифицированных специалистов в сфере юриспруденции.
  38. Юридический институт Академии ВЭГУ: образование, структура, задачи и направления деятельности.
  39. Кафедры юридического института Академии ВЭГУ.
  40. Специализации обучения в юридическом институте Академии ВЭГУ.

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

Нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации. — М.: Известия, 1993. – 43с.
  2. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96.
  3. Федеральный закон «Об образовании» от 13.01.96.
  4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 030501.65 – Юриспруденция. Утв. заместителем Министра образования РФ 27 марта 2000 г.
  5. Положение о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования. Утв. приказом Минобразования РФ 25.03.2003.
  6. Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации. Утв. приказом Минобразования РФ от 25.03.2003.

Основная литература

  1. Введение в юридическую специальность: Учебник / В.В. Румынина. — М.: Форум: ИНФРА-М, 2011. — 208 с. //Znanium.com
  2. Кикоть В.Я. Введение в специальность «Юриспруденция»: учебное пособие/ Кикоть В.Я., Румянцев Н.В., Алексий П.В. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 283 c. . // IPRbooks

Мухаев Р.Т. Правоведение: учебник для студентов, обучающихся по неюридическим специальностям/ М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.431 c. // IPRbooks

Дополнительная литература

  1. Алексий П.В.Гришин А.А.Егоров С.А. и др. Введение в специальность «Юриспруденция». –М.,ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  2. Айзин С.М. Юридическая служба: движение вперед или вспять // Журнал российского права, 2002, №3.
  3. Алексеев А.И., Ястребов В.Б. Профессия — прокурор. М.: Юрист, 1998.
  4. Балбеко А.М. Особенности организации и функционирования юридической службы // Право и образование, 2002, № 5.
  5. Барщевский М.Ю. Адвокат, адвокатская фирма, адвокатура. М., 1995.
  6. Белкин Р.С. Профессия – следователь. М., 1998.
  7. Бергман В. Роль юриста в обществе. // Российская юстиция, 2000, № 4.
  8. Большой юридический словарь / Под ред. Сухарева А.Я., Крутских В.Е. М., 2004.
  9. Введение в юридическую специальность / Под ред. А.П. Коренева и В.К. Боброва. М., 2004.
  10. Володина Л.М., Сидорова Н.В. Введение в специальность: Юриспруденция. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2005.
  11. Воронцов С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы РФ. История и современность. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998.
  12. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы РФ. М., 2005.
  13. Еременко В.И. Юридическая работа в условиях рыночной экономики. Екатеринбург, 2000.
  14. Жалинский А.Э. Введение в специальность ‘Юриспруденция’: Профессиональная деятельность юриста: Учебник. — 2-е изд., перераб., доп.: — М.,
    Проспект, 2009.
  15. Казьмина М. Требуются квалифицированные юристы // Российская юстиция, 2002, № 6. С. 53.
  16. Кикоть В.Я. Введение в специальность «Юриспруденция». Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 271 с.
  17. Клеандров М.И. Судья — центральное звено судебной системы. Тюмень: Изд. ТюмГУ, 1999.
  18. Кобликов А.С. Юридическая этика. М., 1999.
  19. Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе (Общие черты судебной этики)// Собрание сочинений. Т.4. М.,1967.
  20. Мальцев Г. Какой юрист сегодня нужен обществу // Российская юстиция, 2001, № 5. С. 57-58.
  21. Россинская Е.Р. Профессия – эксперт. М., 1998.
  22. Сидорова Н.В., Хозова Л.П. Правоохранительные органы Российской Федерации. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2003.
  23. Смоленский М.Б. Адвокатская деятельность и адвокатура Российской Федерации. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
  24. Сошникова Т.А. Введение в специальность «Юриспруденция». Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
  25. Старков О.В., Упоров И.В. Юриспруденция. Введение в специальность. М.: Экзамен, 2005.
  26. Этика сотрудников правоохранительных органов. М.: Щит-М, 2002.

8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

8.1. Методические рекомендации по организации и технологиям

обучения для преподавателя
Дисциплина Введение в специальность «Юриспруденция» решает задачу получения студентами первоначальных знаний о праве, юриспруденции, правовой системе, юридических профессиях и требованиях к ним, юридическом образовании, вузе, в котором проходит обучение.

Освоение дисциплины предполагает следующие формы работы: лекции, самостоятельная работа студентов.

Отбор материала для лекционных занятий, его организацию рекомендуется производить в соответствии со следующими принципами:

1. Содержательные принципы обучения:

— фундаментальности и прикладной направленности обучения.

2. Организационно-методические принципы обучения:

— преемственности, последовательности и систематичности;

— единства группового и индивидуального обучения;

— соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых;

— сознательности и творческой активности;

— доступности при достаточном уровне трудности;

— продуктивности и надежности.

Рекомендуется использовать следующие виды самостоятельной работы студентов:

— самостоятельная работа во время основных аудиторных занятий (лекций);

— самостоятельная работа под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов и аттестации;

— внеаудиторная самостоятельная работа при выполнении студентом заданий учебного и творческого характера.

Для освоения дисциплины рекомендуется использовать следующие методы обучения: дискуссия, тренинг; средства обучения: учебники, компьютерные программы, видеофильмы.

8.2. Методические рекомендации по освоению дисциплины

для студента
Изучение курса Введение в специальность «Юриспруденция» предполагает последовательное усвоение отдельных его тем, которые неразрывно связаны между собой. Изучение теоретических положений необходимо увязывать с практикой, с опытом работы юристов по различным направлениям профессиональной деятельности.

При изучении курса студентам необходимо руководствоваться учебной программой, тематическим планом и настоящими методическими указаниями, изучить рекомендованную литературу.

Согласно учебному плану формой аттестации по данной дисциплине является зачет. Успешная сдача зачета во многом зависит от глубокого и прочного усвоения студентом каждой темы курса и взаимосвязи основных его понятий и положений.

По всем темам предусмотрено выполнение студентами различных видов самостоятельной работы:

— самостоятельная работа во время основных аудиторных занятий (лекций);

— самостоятельная работа под контролем преподавателя в форме плановых консультаций и творческих контактов;

— внеаудиторная самостоятельная работа при выполнении студентом заданий учебного и творческого характера.

Для подготовки к аттестации рекомендуется:

— изучить лекционный материал;

— изучить материалы, представленные по данной дисциплине в библиотеке Академии ВЭГУ, или воспользоваться электронной библиотекой.

40.03.01 «Юриспруденция»

Квалификация (степень) – бакалавр

Форма обучения – очная, заочная

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

1.1 Цели и задачи освоения дисциплины

1.2 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины и требования к результатам освоения содержания дисциплины

Место дисциплины в структуре ООП

Объем дисциплины и виды учебной работы

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

5.1 План семинарских занятий для студентов

5.2 Виды самостоятельной работы. Задания для самостоятельной работы

5.3 Образовательные технологии

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6.1 Перечень компетенций в результате освоения

6.2 Описание показателей и критериев, шкала оценивания компетенций и методические материал, определяющие процедуры оценивания

6.3 Типовые контрольные задания

Информационное обеспечение дисциплины

7.1 Перечень основной и дополнительной учебной литературы

7.2 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

7.3 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлений образовательного процесса по дисциплине

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы:

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

1.1. Цель и задачи дисциплины

Целью преподавания и изучения данной дисциплины является формирование у будущих юристов правового мировоззрения, правильного представления обо всех основных процессах и явлениях юридической жизни,

— получение представление о юридической специальности, видах юридической деятельности;

— знание специфики отношений в сфере юридической специальности, особенностей работы (виды работ) по юридической специальности, требований к личности юриста,

— выработка у студентов аналитического, творческого мышления путем освоения теоретико-методологических основ и приобретения навыков практической юриспруденции;

— научить понимать сущность юридической профессии, личности юриста, специфику отдельных видов юридической деятельности и др.

Источники: http://refdb.ru/look/2511950.html, http://e.120-bal.ru/pravo/31078/index.html, http://studfiles.net/preview/3914271/

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *