Показатели эффективности деятельности юрист

В целях совершенствования системы оценки деятельности Юридической службы Федерального казначейства в состав которой входят Юридическое управление Федерального казначейства, юридические отделы управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (далее — Юридические отделы) и сотрудники, осуществляющие правовое обеспечение деятельности отделений управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (далее — Сотрудники), приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие:

Целевые показатели результативности работы Юридической службы Федерального казначейства, согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

Методику расчета показателей результативности деятельности Юридической службы Федерального казначейства (далее — Методика расчета), согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

2. Руководителям управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации:

в целях подведения итогов работы Юридических отделов, Сотрудников производить ежеквартальный расчет показателей результативности деятельности в соответствии с Методикой расчета;

обеспечить представление за полугодие (не позднее двадцать пятого числа месяца, следующего за отчетным полугодием) в Юридическое управление Федерального казначейства Отчета о результативности деятельности юридического отдела Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации и сотрудников, осуществляющих правовое сопровождение деятельности отделений Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации по форме, согласно приложению N 3 к настоящему приказу в электронном виде с использованием прикладного программного обеспечения автоматизированной системы документооборота «LanDocs», а также краткий анализ причин, способствующих недостижению целевых показателей результативности работы.

3. Юридическому управлению Федерального казначейства (С.Н. Сауль) в целях подведения итогов работы производить ежеквартальный расчет показателей результативности деятельности в соответствии с Методикой расчета.

4. Юридическому управлению Федерального казначейства (С.Н. Сауль) использовать степень достижения целевых показателей результативности работы Юридическим управлением Федерального казначейства, Юридическими отделами, Сотрудниками при подведении итогов деятельности Юридической службы Федерального казначейства.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Приложение N 1
к приказу Федерального казначейства
от 30 декабря 2009 г. N 310

Целевые показатели результативности работы Юридической службы Федерального казначейства

Установить следующие целевые показатели результативности работы Юридической службы Федерального казначейства;

1. Отсутствие вступивших в законную силу решений судебных органов:

признающих правовые акты Федерального казначейства, локальные акты управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (далее — Управления) и отделений Управлений незаконными или подлежащими отмене;

признающих несоответствующими законодательству Российской Федерации писем, направляемых распорядителям и получателям средств бюджета, юридическим и физическим лицам, а также иных действий (бездействия) в отношении указанных лиц, связанных с организацией процедуры исполнения судебных актов, осуществлением санкционирования платежей участников бюджетного процесса, ведением Сводного реестра участников бюджетного процесса, открытием, переоформлением, закрытием лицевых счетов;

признающих несоответствующими законодательству Российской Федерации действий (бездействия) Федерального казначейства, Управлений, отделений Управлений связанных с нарушением процедур осуществления закупок для государственных нужд, а также признания полностью или в части недействительными заключенных договоров, государственных контрактов;

о взыскании денежных средств с органов Федерального казначейства.

2. Отсутствие фактов ненадлежащего представления интересов Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства, Управления и Отделений в судах Российской Федерации, иных органах государственной власти Российской Федерации, выявленных Министерством финансов Российской Федерации, Федеральным казначейством, Управлением.

3. Качественное составление и своевременное представление отчетности в Министерство финансов Российской Федерации, Юридическое управление Федерального казначейства и Управление.

4. Отсутствие фактов нарушения установленных сроков рассмотрения документов и подготовки правовых заключений Юридическим управлением Федерального казначейства, Юридическими отделами, Сотрудниками.

Приложение N 2
к приказу Федерального казначейства
от 30 декабря 2009 г. N 310

Методика расчета показателей результативности деятельности Юридической службы Федерального казначейства

1. Методика расчета показателей результативности деятельности Юридического управления Федерального казначейства

2. Методика расчета показателей результативности деятельности Юридических отделов (без центров правового сопровождения деятельности отделений управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации)

3. Методика расчета показателей результативности деятельности центров правового сопровождения деятельности отделений управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (далее — ЦПС)

4. Методика расчета показателей результативности деятельности Сотрудников

Приложение N 3
к приказу Федерального казначейства
от 30 декабря 2009 г. N 310

Отчет за ___ полугодие 20__ года о результативности деятельности
юридического отдела Управления Федерального казначейства по
________________________________________________________________
(наименование субъекта Российской Федерации)
и сотрудников, осуществляющих правовое сопровождение деятельности отделений Управления Федерального казначейства по
________________________________________________________________
(наименование субъекта Российской Федерации)

1. Результативность деятельности Юридического отдела (без центров правового сопровождения деятельности отделений управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации)

2. Результативность деятельности ЦПС

3. Результативность деятельности Сотрудников

Приказ Федерального казначейства от 30 декабря 2009 г. N 310 «Об утверждении целевых показателей и методики расчета показателей результативности деятельности Юридической службы Федерального казначейства»

Текст приказа размещен на сайте Федерального казначейства в Internet (http://www.roskazna.ru)

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Понятие KPI для юриста

Существует мнение, что работа юриста – творческая деятельность, для оценки которой не применимы статистические и иные «поточные» показатели. На практике, в 70% случаев проблема применения «юридических» KPI заключается в невозможности применения готовых «оценочных» механизмов, используемых в маркетинге, например, учет количества прибыли, принесенной одним сотрудником, не применим для анализа работы юриста-хозяйственника.

Другая проблема заключается в неоднозначности ситуаций, возникающих в юридической работе. Например, если для оценки задан отчетный период, а работа юриста за это время не принесла результата в силу сторонних факторов (задержка в судебном разбирательстве, несвоевременное предоставление документов клиентом и т.д).

По статистике, 50% юридических фирм используют KPI преимущественно для определения размера премирования юристов компании. Это еще одна распространенная проблема, так как подобное премирование вынуждает юристов гнаться за показателями, что ухудшает качество юридических услуг. Для предотвращения этого не стоит не ставить премирование во главу угла, лучше сделать упор на повышение общей эффективности. Пусть премии будут просто приятным бонусом.

Возможные варианты оценки эффективности юридической работы

Единого списка KPI, подходящего для всех юридических сфер, не существует. Полная оценка работы специалиста возможна только в случае подхода с примерно равным соотношением критериев качества и количества.

Среди множества KPI-критериев есть особо востребованные показатели, применяющиеся в 70% случаев:

  • трудозатраты на дело. Критерий подходит для юристов, выполняющих однотипные задачи. При расчете трудозатрат учитывается комплекс работ: составление и сопровождение документации, внесение изменений и подача документов, исправление ошибок. Помимо оценки индивидуальной нагрузки, оценивание трудозатрат поможет подсчитать количество юристов, необходимых для каждого направления или отдела.
  • «полнота» каждого дела и процент выигранных дел. Критерии, подходящие для юридической работы, ведущейся непосредственно с судебными делами. В рамках этих KPI оценивается грамотность составления исковых требований, сопровождение иска, процент выигранных дел. Для отслеживания движения юридической документации существует специальный сервис – XSUD, обеспечивающий доступ к базе всех дел, находящихся в производстве. С программой XSUD юрист получает информацию в режиме реального времени, что минимизирует срыв сроков.
  • количество нарушений у каждого отдельного специалиста. Критерий, применяемый для всех категорий юристов. В 70-80% компаний нарушения выявляются путем проверки документации за отчетный период.
  • удовлетворенность клиента качеством юридических услуг. KPI, актуальный для компаний, работающих напрямую с клиентами. Не подходит для юристов-хозяйственников или юристов, которые занимаются аналитикой или научной работой. В 90% случаев для оценки удовлетворенности клиента используются анкеты либо электронные опросы.

Срочное сообщение для юриста! В офис пришла полиция

Проблемы оценки по показателям количества и качества

Часто установление количественных оценочных критериев порождает гонку за количеством. «Цифровой» KPI мотивирует сотрудников выполнять как можно больше работы, зачастую снижая качество, а в отдельных случаях — и производить подлог рабочей документации для увеличения положительной статистики. Например, для увеличения показателя «востребованности» специалист берет в работу большое количество дел, с которыми впоследствии не успевает справляться.

У качественных KPI другая проблема – высокие требования к качеству без установления отчетного периода и количественных показателей порождает «затягивание» работы. При отсутствии временной мотивации, у сотрудника нет необходимости в организации рабочего времени, так как одна задача может выполняться продолжительный срок с упором на улучшение качества.

Важно, чтобы в процессе оценки эффективности юридической работы отдельного сотрудника приоритет отдавался качественным KPI, позволяющим произвести оценку с учетом всех возможных обстоятельств. Но не стоит забывать и о количественных критериях – для полной оценки без гонки за сроками и «затягивания» работы стоит использовать сочетание качественных и количественных KPI с подбором индивидуальных критериев для каждой области.

Какой бы показатель вы ни выбрали, XSUD поможет вам в оценке собственной эффективности и работы подчиненных. Количество дел за период, доля выигранных, время, затраченное на выполнение задач — все будет наглядно в XSUD. Формируйте отчетность по множеству фильтров и оценивайте результаты удобным для вас способом.

Указанные возможности реализованы в программе:

  • Забыть о судебном заседании невозможно
  • Четкий план действий по процессу
  • Экономия времени на рутинную работу
  • Множество аналитических отчетов для руководства

Понятие KPI

KPI (Key Performance Indicators), или, как иногда не совсем корректно переводят на русский язык, КПЭ (Ключевые показатели эффективности), являются важной составляющей системы целевого управления (управления по целям), основоположником которой считается Питер Друкер.

Метод целевого управления с использованием ключевых показателей общепризнан во всем мире как способ повышения результативности и эффективности работы коммерческих компаний и организаций, поскольку, замеряя ключевые показатели деятельности компании в целом, а также конкретных подразделений и сотрудников в частности, возможно получить целостную картину о достижении целей и реализации стратегии развития. Следует отметить, что KPI и мотивация персонала стали неразрывными понятиями, так как с помощью анализа данных показателей можно создать совершенную и эффективную систему мотивации и стимулирования сотрудников компании.

Таким образом, при разработке современной методики управления юридической службой компании, определение и подсчет КПЭ юриста, начальника службы и всего подразделения в целом, сложно переоценить. А имея в виду, что самым бесспорным видом мотивации персонала является материальная, учет KPI позволяет ответить на вопрос, как рассчитать премии (бонусы) так, чтобы в процессе премирования сотрудника у него самого, у его коллег и руководства было полное ощущение прозрачности и справедливости расчета такой премии.

Особенности применения KPI юриста

Существует довольно распространенная точка зрения, что в работе юристов KPI вообще не применимы, поскольку юридическая деятельность — достаточно творческая работа, и далеко не все результаты имеют хорошо прогнозируемый измеримый характер. Доля истины в такой позиции есть, например, если говорить о показателях эффективности судебного юриста, то не всегда результат судебного процесса объективно зависит от самого юриста (это и характер спора, и судебная практика, и позиция конкретного судьи, и активность дугой стороны в споре и пр.) Однако, на наш взгляд, определенные правила замера KPI для юриста все же имеют место.

Итак, рассмотрим, какие показатели производительности могут быть положены в основу матрицы оценки. Прежде всего, оговоримся, что подходы к определению KPI у корпоративных «in-house» и в юридических фирмах в консалтинге будут различны. Это объяснимо тем, что все юрфирмы ставят целью своей деятельности максимизацию прибыли на каждого сотрудника, повышения эффективности и качества услуг, оказываемых клиенту, а также рост клиентской базы. В то же время, цели бизнеса, интересы которого обслуживает корпоративщик, могут быть различны в каждом отдельном случае, и подчинены другим целям, как-то: сохранение активов, строительство инфраструктурных объектов, поддержка систем жизнеобеспечения итд. Сообразно этому меняются контрольные точки юристов. При этом главной задачей правового департамента по-прежнему является предупреждение и нейтрализация правовых рисков ведения бизнеса, глобальной целью которого все равно является извлечение прибыли. Кроме этого, иногда следует различать подход к определению этих параметров руководителя отдела и его сотрудника, а также всей правовой службы в целом. То есть, индивидуальный параметр юриста и руководителя юридического подразделения (фирмы) и общий – для всего юридического департамента (фирмы).

KPI юриста – это количественные показатели, однозначно измеряемые в единицах времени (часах, днях), штуках, рублях, процентах, характеризующие его работу как выполненную надлежащим образом. Приведем наиболее очевидные и бесспорные из них.

КPI юрфирмы:

  • Количество закрытых часов в рамках биллинга по Клиенту, их соотношение с отработанными («утилизация-реализация»).
  • Размер выручки на специалиста и партнера.
  • Своевременность учета отработанных часов по Клиенту.
  • Своевременность информирования Клиента о прогрессе по его делам и проектам.
  • Скорость подготовки правовых заключений и консультаций Клиентов в рамках стандартизованных услуг.

КPI юротдела:

  • Процент успешно урегулированных в досудебном порядке претензий контрагентов.
  • Процент выигранных дел в суде.
  • Снижение требований по заявленным к предприятию судебным искам (соотношение заявленной суммы и присужденной, в %).
  • Замедление сроков рассмотрения входящих исков (т.н. «затягивание» процесса)
  • Отсутствие выявленных в ходе проверок (аудиторской, ревизионной или со стороны государственного органа) ошибок в документах, которые привели к нарушениям и неоспариваемым штрафам
  • Время ответа на запросы внутренних заказчиков.
  • Своевременность согласования договоров (если сроки согласования регламентированы) — план/факт (в %).
  • Своевременность информирования заинтересованных сотрудников об изменениях в законодательстве.
  • Доля расходов юридического отдела в бюджете компании.

В качестве универсального КПЭ юриста можно назвать коэффициент удовлетворенности правовой поддержкой со стороны Клиентов и внутренних заказчиков, если оценка удовлетворенности регулярно проводится.

Премирование юриста на основе выполнения контрольных показателей

При расчете премий по итогам выполнения юристами КПЭ следует применять соответствующие формулы. По каждому показателю эффективности следует определить пороговое (минимально допустимое), целевое (плановое), а также, возможно, максимальное значение и его вес (в %) в общей системе показателей сотрудника. Вес показателя отражает его значимость для компании, тем самым мы указываем на то, какие показатели наиболее приоритетны. Для примера возьмем 3 распространенных KPI юристов:

  1. Снижение требований по заявленным к предприятию судебным искам (соотношение заявленной суммы и присужденной, в %).
  2. Своевременность согласования договоров (план/факт в %).
  3. Время ответа на запросы внутренних заказчиков.

Допустим, оклад правового специалиста 60 000 рублей. Максимальный размер ежеквартальной премии равен ежемесячному окладу и составляет также 60 000 рублей. Исходя из весов (значимости) различных показателей, премия распределяется следующим образом:

Автоматизация как способ определения KPI юриста

Подсчет ключевых показателей немыслим без сбора полных и своевременных статистических данных. Для выявления КПЭ необходимо знать:

в юридической фирме:

  • сколько было часов отработано по Клиенту,
  • сколько по его делам было разработано и проверено документов,
  • как шло информирование по его делам;

в юридическом отделе:

  • сколько за период было подано исков и какова результативность судебных споров;
  • показатели договорной работы: какое количество договоров, иных документов было согласовано и за какой срок;
  • результативность общеправовой работы: разработка правовых документов по запросу внутренних заказчиков, выполнение их разовых поручений, в т.ч. их консультирование, и т.д.;
  • показатели корпоративной работы: проведенные общие собрания акционеров, сданные в госорганы регламентированные отчеты (ЦБ РФ, ФАС, ФНС);

Для корректного, своевременного и полного получения всей вышеперечисленной информации лучше всего использовать программные продукты, в которых она накапливается и выводится по любым показателям (аналитикам). Таким программным продуктом является «Юрайт». С его помощью можно качественно решить задачу быстрого сбора всей требуемой информации путем построения следующих отчетов:

Отчет по анализу рабочего времени

Отчет по делам (письмам, встречам, документам)

Источники: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6632119/, http://www.law.ru/blog/21299-pogovorim-o-kpi-kak-otsenit-rabotu-yurista, http://you-right.ru/stati/yuridicheskiy-menedzhment/uchet-kpi-pokazateley-effektivnosti-v-premirovanii-yurista

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *