Переключение внимания для юриста

Внимание — это психическое явление, состоящее в сосредоточенности сознания, отельных психических процессов на определенном объекте с одновременным отвлечением от посторонних раздражителей.В условиях профессиональной деятельности юриста значение внимания особенно велико. Во-первых, оно непосредственно влияет на качество выполнения им своих функциональных обязанностей. Во-вторых, умение следователя, судьи, прокурора правильно определить качественную сторону внимания участников уголовного и гражданского процессов помогает более объективно оценить их показания.

Факторы, определяющие внимание. Факторы, обеспечивающие избирательный характер познавательных процессов, объем и устойчивость сознательной деятельности, могут быть объединены в две основные группы.

• определяющие направленность внимания. К ним прежде всего относятся интенсивность, сила раздражителя. Любой сильный раздражитель (резкий звук, яркий свет, неприятный запах и т.д.) привлекает внимание человека. Особую роль в привлечении внимания играет контраст раздражителей.

• Другим внешним фактором, влияющим на качество внимания, может быть новизна раздражителя (абсолютная или относительная) либо вовсе полное отсутствие привычного раздражителя.

Субъективные факторы, определяющие направленность внимания:

• соответствие внешних раздражителей потребностям человека

• интерес человека к изучаемому явлению

Если внешние факторы во многом определяют уровень непроизвольного внимания, которое сказывается на процессах восприятия событий свидетелями, потерпевшими, то субъективные факторы, особенно воля, формируют высшую форму внимания, присущую человеку, произвольное внимание, которым юрист должен управлять.

На уровень внимания в значительной степени влияют: общее состояние здоровья человека, психофизиологические расстройства, усталость, приводящие к снижению объема внимания, к появлению рассеянности.

• Концентрированность и распределяемость внимания

Внимательность является профессионально важным свойством личности юриста. Внимательность формируется в ходе активного участия в профессиональной деятельности, в результате развития юристом воли, целеустремленности, осознания им важности решаемых задач.Внимание лежит в основе таких значимых в профессиональном отношении свойств личности юриста, как любознательность, наблюдательность, высокая работоспособность и творческая активность.

185.244.43.78 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Внимание — это психический процесс направленности и сосредоточенности сознания на определенных объектах. Качества внимания:

1. Активность (произвольная – непроизвольная);

2. Интенсивность (высокая – низкая);

3. Устойчивость( Данное качество внимания определяется продолжительностью сосредоточенности сознания на каком-либо одном объекте.) (устойчивое – неустойчивое);

4. Широта (объем — он определяется количеством изолированных элементов, одновременно воспринимаемых субъектом. Для взрослого человека объем внимания охватывает примерно 7 ± 2 элемента) – распределение (позволяет человеку одновременно совершать несколько действий, следить за несколькими независимыми процессами. Умение распределять внимание является профессионально важным качеством юриста, особенно в условиях возрастающих нагрузок;));

5. Переключение ( гибкость, переключаемость, лежащая в основе способности субъекта своевременно ориентироваться в изменяющейся обстановке, перестраиваться по ходу выполняемой работы.) (легкое – трудное);

6. Направленность (внутренняя – внешняя).

В условиях профессиональной деятельности юриста значение внимания особенно велико. Во-первых, оно непосредственно влияет на качество выполнения им своих функциональных обязанностей. Во-вторых, умение следователя, судьи, прокурора правильно определить качественную сторону внимания участников уголовного, гражданского, административного судопроизводства, помогает более объективно оценивать их показания, давать оценку их способности осознавать происходящее.

Факторы, определяющие внимание. Выделяют две основные группы факторов, обеспечивающих избирательный характер познавательных процессов, объем и устойчивость сознательной деятельности:

1) внешние факторы, определяющие направленность внимания. К ним относятся в первую очередь интенсивность (сила) раздражителя. Любой сильный раздражитель (резкий звук, яркий свет, неприятный запах и т.д.) привлекает внимание человека.

Особую роль в привлечении внимания играет контраст раздражителей. Поэтому, если субъект утверждает, что не обратил внимания на какой-либо сильный раздражитель, то это может свидетельствовать о том, что он либо находился в каком-то необычном психофизиологическом состоянии, или просто не желает по каким-либо причинам рассказывать о том, что ему известно.

Другим внешним фактором, влияющим на качество внимания, может быть новизна раздражителя (абсолютная или относительная) либо вовсе полное отсутствие привычного раздражителя.

Одним из внешних факторов является структурно упорядоченная организация раздражителей, действующих на разные анализаторы. Данная рекомендация особенно актуальна, например, для судьи, рассматривающего какое-либо дело, для следователя, действующего в ситуации проведения обыска, осмотра места происшествия, когда умение организовывать внимание во многом обеспечивает качественное выполнение их профессиональных обязанностей, получение наиболее полного объема доказательственной информации;

2) субъективные факторы, определяющие направленность внимания. К ним относятся, в частности, соответствие внешних раздражителей потребностям человека, та значимость, которую он придает этим раздражителям.

К субъективным факторам, влияющим на поддержание внимания, также относятся чувства, эмоции, интерес человека к изучаемому явлению. Сильный интерес делает соответствующие сигналы доминирующими, тормозя при этом воздействие побочных раздражителей, не находящихся в сфере интересов человека.

На уровень внимания в значительной мере также влияют общее состояние здоровья человека, психофизиологические расстройства, способствующие появлению рассеянности.

Внешние факторы во многом определяют уровень непроизвольного внимания, «возникающего само по себе — иногда во вред, иногда на пользу деятельности». Субъективные факторы, особенно воля, формируют высшую форму внимания, присущую человеку, — произвольное внимание, которым юрист, разумеется, должен управлять. В процессе деятельности напряженность внимания изменяется и может наступить момент, когда для поддержания его на должном уровне уже не требуются волевые усилия. В таких случаях говорят о наиболее развитой, устойчивой, социально обусловленной форме внимания — послепроизвольном внимании, направляющем без какого-либо напряжения познавательные процессы человека в личностно значимой для него деятельности.

Все психологические закономерности необходимо учитывать юристу, знать их специфику, так как от его внимания и внимательности к фактам, событиям, лицам во многом зависит успех его профессиональной деятельности.

Общее представление об эмоциях и чувствах

Эмоции и чувства являются механизмом регуляции нашего поведения. Сигнализируя о непосредственном положительном или отрицательном значении различных явлений, они активизируются или тормозят наши действия. Эмоции и чувства – психофизиологические реакции, возникающие в результате чувственного отражения связи явлений и потребностей человека.

Эмоции — субъективные переживания человеком его отношения к предметам, явлениям, событиям, другим людям.

Функции эмоций:

Сигнальная —связана с воздействием человека на другой живой объект, сообщая другому о своем состоянии;

Оценочная —проявляется в том, что на одно и то же событие разные люди реагируют по-разному;

Защитная —эмоция предупреждает о реальной или мнимой опасности, мобилизует силы на самосохранение;

Регуляторная —стойкие переживания направляют поведение человека, поддерживают его, заставляют преодолевать преграды;

Коммуникативная —эмоции являются средством взаимодействия человека с человеком, передачи информации и своего отношения.

Виды эмоций:

по знаку – положительные и отрицательные;

по модальности – радость, грусть, удивление, тревога и др.;

по активации организма – стенические (повышают жизнедеятельность организма: радость) и астенические (угнетают и подавляют все жизненные процессы в организме: печаль).

Чувства— это дифференцированные и устойчивые эмоции, возникающие на основе высших социальных потребностей человека.

Виды чувств:

Нравственные— в которых проявляется отношение человека к поведению людей и своему собственному;

Эстетические -отношение человека к прекрасному или безобразному в окружающей действительности, людях, искусстве, природе и т.д.;

Интеллектуальные — возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами;

Праксические — порождаются деятельностью, ее изменением, успешностью или неуспешностью, трудностями ее осуществления или завершения.

Моральные чувства.

Взаимосвязь эмоций и чувств:

Чувства и эмоции взаимосвязаны, но не равнозначны. Чувства более устойчивы, а эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию;

Одно и то же чувство может включать в себя разные эмоции (чувство любви переживается в форме: радости за любимого человека, беспокойства за него, стыда в случае неудачи и т.д.);

Чувства и эмоции имеют относительную независимость от воли человека;

Если эмоции свойственны в том силе и животным, то чувства только человеку, они социально обусловлены. Чувство долга, собственного достоинства, стыд, гордость – исключительно человеческие чувства.

Внимание: понятие, свойства, виды.

Внимание– это сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение. Внимание осуществляет отбор нужной информации, обеспечивает избирательность программ действий и сохраняет постоянный контроль над их протеканием. В профессиональной деятельности юриста значение внимания проявляется в следующих аспектах: во-первых, оно непосредственно влияет на качество выполнения им своих функциональных обязанностей; во-вторых, умение следователя, судьи, прокурора правильно определить качественную сторону внимания участников уголовного, гражданского и административного судопроизводства помогает более объективно оценить их показания, способность осознавать происходящее.

Выделяют внешние и внутренние (субъективные) факторы, определяющие направленность внимания. К внешним факторам, прежде всего, относятся интенсивность, силу, контраст и новизну раздражителя. Так, например, если свидетель утверждает, что он не обратил внимания на какой-то сильный раздражитель, то это может свидетельствовать о том, что он либо находится в каком-то необычном психофизиологическом состоянии, либо просто не желает по каким-либо причинам говорить правду. К субъективным факторам, определяющим направленность внимания, относятся соответствие внешних раздражителей потребностям человека и та значимость, которую он придает этим раздражителям. К данной группе факторов относятся также эмоции, чувства, которые вызываются воспринимаемыми объектами, интерес человека к воспринимаемому явлению. На уровень внимания в значительной степени влияют общее состояние здоровья человека, психофизиологические особенности и расстройства, усталость, приводящие к снижению объема внимания, к появлению рассеянности.

Человек, совершивший преступление, находится под интенсивным воздействием внешних и внутренних факторов, которые порой мешают ему сосредоточиться и целенаправленно управлять своим вниманием на месте происшествия, в результате чего ему не удается полностью уничтожить или скрыть следы своей преступной деятельности. Усвоение следователем этой истины должно мобилизовывать все его интеллектуальные силы, знания, опыт на поиск следов преступления в самой, казалось бы, безнадежной с точки зрения раскрытия преступления следственной ситуации. При решении подобных сложных задач особую роль играют волевые усилия следователя, позволяющие ему сосредоточить свое внимание на тех или иных предметах обстановки места происшествия.

1. Непроизвольное внимание – это отсутствие усилий со стороны человека, направленных на сосредоточение на объекте. Данный вид внимания характеризуется непреднамеренностью, отсутствием специальных усилий.

2. Произвольное внимание – это внимание, управляемое осознанной целью, носит отчётливо выраженный, сознательный, волевой характер и наблюдается при сознательном намерении выполнять какую-либо деятельность. Причиной, вызывающей и поддерживающей произвольное внимание, является осознание значения объекта внимания для выполнения данной деятельности, удовлетворение потребностей, тогда как при непроизвольном внимании значение объекта может и не осознаваться.

3. Послепроизвольное внимание – это сосредоточение на объекте в силу его значимости для личности.

Внимание представляет собой сложное психическое явление, наделенное целым рядом характеризующих его признаков, свойств:

1. Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием весьма ограниченный отрезок времени. Если между объектами устанавливаются смысловые связи, то объем внимания может увеличиваться. Однако чрезмерное увеличение объема внимания может отрицательно отразиться на его интенсивности и, следовательно, отрицательно повлиять на результаты деятельности. Данную особенность внимания следует учитывать во время осмотра места происшествия, обыска. Стремление быстрее завершить работу за счет расширения объема внимания, как правило, приводит к тому, что из поля зрения ускользают более мелкие объекты, различного рода следы и т. п.

2. Распределение внимания – это субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Распределяемость внимания позволяет следователю одновременно следить за несколькими независимыми процессами, совершать несколько действий: отслеживать процедуру обыска и наблюдать за поведением обыскиваемого. Умение распределять внимание является профессионально важным качеством юриста, особенно в условиях возрастающих нагрузок.

3. Концентрация внимания – это степень (интенсивность) сосредоточенности на одном объекте.

4. Устойчивость внимания – это длительное сосредоточение на одном объекте.

5. Отвлечение – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.

6. Переключение – это намеренный перенос внимания с одного объекта на другой.

7. Рассеянность – это неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном длительное время. Рассеянность может быть:

— мнимой — это невнимание человека непосредственно к окружающим предметам и явлениям, вызванное крайней сосредоточенностью его внимания на каком-то предмете;

-подлинной – это когда человек с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии.

Весьма распространенным приемом, позволяющим в течение всего рабочего дня поддержать на должном уровне внимание, является смена действий (видов деятельности): например, чередование допросов с составлением процессуальных документов, изучение поступивших материалов с приемом посетителей. Кроме того, чтобы развить внимательность сотруднику правоохранительных органов необходимо знать некоторые правила сосредоточенной работы:

Во-первых, надо учитывать, что не все отвлечения вредны. Глубокая концентрация внимания сопровождается возбуждением определенных участков коры головного мозга. Однако длительное поддержание возбуждение невозможно – наступает утомление. Поэтому, в ряде случаев, отвлечения оправданы – когда они носят характер кратковременного отдыха, усиливающего дальнейшую сосредоточенность. 5-10 минут каждого часа умственной работы достаточно для такого отдыха (несколько физических упражнений, гимнастика для глаз и т.п.).

Однако наибольшие неудобства нам доставляют непреднамеренные отвлечения в процессе самой работы: не связанные с ней посторонние мысли, желание разглядывать посторонние предметы. Отсюда вытекает второе правило – необходимо создать соответствующую характеру работы обстановку. Некоторые люди могут сосредоточенно работать при любых условиях, но для большинства важны внешние факторы: относительная тишина, порядок на столе, хорошее освещение, удобная позы и т.д. Важна также чисто психическая возможность работать в данных условиях. Поэтому так легко сосредоточиться, например, в библиотеке. Полезен и заблаговременно созданный настрой на работу. Люди с ярким образным мышлением могут попробовать следующий прием. Представим, что в нашей голове находится огромный шкаф с множеством ящиков. Каждому виду работы в этом шкафу отведен отдельный ящик. Перед началом серьезной работы, требующей максимального сосредоточения, максимально отчетливо нужно вообразить, как выдвигается ящик соответствующего вида работы (при этом остальные плотно задвинуты). Этот прием, по свидетельству современников, любил Наполеон, отличавшийся, как известно, огромной работоспособностью.

В-третьих, необходимо учитывать, что сосредоточенность усиливается действием небольших побочных раздражителей. Не нужно стремиться работать в полной тишине: небольшой звуковой фон (тихая музыка, шум за окном) все-таки необходимы. Широко известен опыт одной из библиотек Лондона, в которой были созданы полностью звукоизолированные места для читателей. Очень скоро выяснилось, что в полнейшей тишине работа невозможна.

В-четвертых, нужно ориентироваться на более благоприятные для умственной работы периоды в течение дня. Согласно многочисленным экспериментам пик психической активности приходится на 5, 11, 16, 20 и 24 часа. В эти периоды облегчено достижение максимальной концентрации внимания.

Однако в процессе умственной работы важна не только степень концентрации внимания, но и возможность ее длительного поддержания. Способность к длительной концентрации внимания можно тренировать. Целый ряд специальных упражнений предложен йогой, современными системами аутотренинга. Эти упражнения основаны на поддержании длительной концентрации внимания на каком-либо одном объекте. Главная задача при этом – обеспечение полного отсутствия все посторонних мыслей, которые не относятся к рассматриваемому предмету.

Формирование умения управлять своим вниманием неразрывно связано с формированием личности юриста, с его отношением к профессии и людям, с развитием таких качеств, как организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самообладание. Согласно убеждениям А.Ф. Кони, в частной жизни и, в особенности в профессионально-деловом общении юристу понадобиться «немало терпения и терпимости к рассказчику, постоянно отклоняющегося в сторону и, спокойно выслушивая массу ненужностей, сохраняя нить Ариадны в лабиринте словесных отступлений и экскурсий по сторонам».

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте понятие «ощущения». Какую информацию дают человеку ощущения? Каковы виды ощущений?

2. Каковы свойства и закономерности ощущений? Как используются особенности ощущений в профессиональной деятельности юриста?

3. Раскройте понятие «восприятие». Каково значение восприятия в юридической практике?

4. Каковы основные свойства восприятия? Каковы виды и типы восприятия? Какой тип восприятия у вас?

5. Что такое мышление? Каковы его основные характеристики?

6. Какие существуют виды и операции мышления? Как учитываются их особенности в профессиональной деятельности юриста?

7. Что такое память? Каковы ее процессы и виды?

8. Какие факторы влияют на запоминание и сохранение информации? Какие качества памяти особенно необходимы юристу?

9. Раскройте понятие «воображение». Назовите его виды и дайте им характеристику.

10. Какие особенности воображения должны учитываться в работе юриста?

11. Что такое внимание? Какие виды внимания вы знаете? Каковы свойства внимания?

12. Какую роль внимательность играет в юридической практике?

Т е м а 3. Психолого-правовая оценка эмоций, чувств,

Источники: http://studopedia.ru/3_58014_vnimanie-v-professionalnoy-deyatelnosti-yurista.html, http://megaobuchalka.ru/9/3323.html, http://studopedia.su/14_123039_vnimanie-v-professionalnoy-deyatelnosti-yurista.html

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *