Лекции конституционного права юриста

И учебная дисциплина

1) Понятие науки конституционного права: ее предмет, задачи, источники и система.

2) Функции науки конституционного права.

3) Методология науки конституционного права РФ: понятие, структура, отраслевая специфика.

4) Исторические этапы развития науки конституционного права РФ.

5) Значение и роль правовых позиций Конституционного Суда РФ в развитии науки конституционного права.

6) Конституционное право как учебная дисциплина.

1 вопрос: Понятие науки конституционного права:

ее предмет, задачи, источники и система.

От понятия конституционного права как ведущей отрасли правовой системы государства следует отличать понятие конституционного права как науки. Наука конституционного права является составной частью системы юридических наук, которая в свою очередь входит в систему общественных наук.

Наука конституционного права необходима для изучения практики реализации норм и институтов конституционного права, анализа закономерностей их развития, а также теоретического прогнозирования. На этой основе вырабатываются обоснованные рекомендации по совершенствованию конституционного законодательства.

Наука конституционного права формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство, анализирует функции и роль конституционно-правовых институтов.

Конституционное право является отраслевой наукой, т.к. ей соответствует отрасль в системе российского права.

Наука конституционного права – это система знаний, выраженных через научные понятия и категории о конституционно-правовых нормах и регулирующих ими общественных отношений.

Здесь следует пояснить, что наука конституционного права отличается от отрасли конституционного права тем, что отрасль регулирует, а наука изучает конституционно-правовые отношения.

К предмету науки российского конституционного права относят следующие:

1) сущность, система, построение отрасли российского конституционного права, ее источники;

2) закономерность развития конституционного права как отрасли права;

3) общественные отношения, регулируемые нормами конституционного права России;

4) содержание конституционных норм, механизм их действий и практику их реализации;

5) конституционные идеи и категории, процесс их разработки и формирования.

Наука конституционного права является системой знаний. Система науки конституционного права представляет собой упорядоченную совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений, их соподчиненность, логическую связь между ними.

Наука конституционного права, представляющая собой единую систему знаний, включает следующие разделы:

Исследование понятийного аппарата, определение понятий конституционного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины;

Учение о Конституции в ее историческом развитии. Данный раздел связан с анализом конституционного развития России, с характеристикой Конституции РФ как основного закона, занимающего особое место в системе законодательства, как важнейшего источника отрасли;

Сущность и структура, принципы и юридические свойства действующей Конституции РФ;

Системный анализ норм, закрепляющих основы конституционного строя. В данном разделе рассматривается большое количество теорий, концепций, связанных с обобщенной характеристикой основ конституционного строя РФ;

Изучение проблем конституционного регулирования взаимоотношений государства и личности, закрепления и реализация прав и свобод человека и гражданина;

Анализ формы правления и государственного устройства РФ.

Комплексный анализ норм, регулирующих формирование и деятельность системы государственных органов РФ, ее субъектов, а также органов местного самоуправления.

Таким образом, система науки конституционного права в своей основе соответствует системе одноименной отрасли, однако является более широкой, ибо наука не может сосредоточить свое внимание только на конкретных конституционно-правовых институтах, а изучает и общие характеристики отрасли, ее специфику и роль в системе права.

Формулируя теоретические выводы, наука конституционного права опирается на широкую систему источников.

1. Труды отечественных и зарубежных ученых, содержащие наиболее общие суждения по проблемам, значимым для конституционно-правовой науки.

2. Конституция и другие нормативные правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы. Наука выявляет и теоретически обосновывает заложенные в нормативных правовых актах концепции, понятия, используемые в конституционно-правовых нормах.

3. Конкретная практическая деятельность органов государственной власти, всех субъектов правовых отношений, осуществляемая на базе норм конституционного права.

4. Законодательство зарубежных государств и международно-правовые договоры и соглашения.

2 вопрос: Функции науки конституционного права.

Как и любая иная, наука конституционного права имеет свои функции.

Функции науки исторически изменяются и развиваются, как и сама наука. Развитие функций представляет собой важную сторону самой науки. Современная наука кардинально отличается от той науки, которая существовала полстолетия назад. Изменился ее характер взаимодействия с обществом.

Применительно к науке конституционного права выделяют следующие функции: познавательную, практическую и прогностическую.

Познавательная функция состоит в познании предмета науки. Для достижения целей науки необходимо предварительно познать предмет- нормы отрасли конституционного права, их понятие, категории, принципы, механизм функционирования, способы воздействия на общественные отношения, входящие в предмет отрасли.

Практическая функция заключается в выработке практических предложений по совершенствованию законодательства, основанных на изучении развития конституционного права, его отдельных институтов и практики их применения в России, а также опыта зарубежных стран.

Прогностическая функция заключается а прогнозировании развития общественных отношений и позволяет планировать принятие тех или иных нормативных правовых актов, эффективность их воздействия на общественные отношения, предотвращать принятие правовых установлений, которые обречены на бездействие или действие которых опасно для жизнедеятельности общества и государства, функционирования конституционного права в частности и правовой системы в целом.

3 вопрос: Методология науки конституционного права РФ: понятие, структура, отраслевая специфика

Поскольку наука вообще представляет собой особую целенаправленную деятельность по производству новых знаний, она должна располагать своими специфическими методами научного познания. Именно они отличают науку как от повседневного знания, так и от ненаучных его форм.

Специфическая природа методологии науки конституционного права РФ состоит в интеграции научных знаний о способах и средствах познания конституционно-правовой реальности, закономерностей ее развития и их адекватного отражения в формировании понятийного аппарата конституционно-правовых теорий. Интегративный подход – это взаимосвязь основных структурных элементов конституционно-правовой науки: объекта научного познания (конституционно-правовая реальность), предмета научного познания (закономерности конституционного развития), принципов и методов научного исследования (способы познания), правил и приемов правового познания (средства познания), категориального и понятийного аппарата.

Под методами изучения науки конституционного права понимаются те приемы и способы, которые используются для получения новых знаний о нормах отрасли конституционного права.

Основным элементом методологии отраслевой науки конституционного права является система специальных юридических методов: историко-правового, сравнительно-правового и формально-юридического.

1. Формально-юридический метод позволяет определить юридические понятия, выявить их признаки, провести классификацию и т.п.

2. Исторический метод позволяет выяснить, как возникает и развивается конституционное право.

Такой подход помогает конкретно и наглядно представить все особенности конституционного права на разных этапах его исторического развития, в том числе отличительные черты современного состояния.

3. Конкретно-социологический метод позволяет с помощью анкетирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов, например, изучить общественное мнение по конкретным вопросам государственной и общественной жизни, собрать данные о работе органов исполнительной власти.

4. Статистический метод состоит в получении, обработке, анализе и публикации информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества, т.е. получить количественные показатели того или иного явления.

5. Сравнительно-правовой метод позволяет сопоставить различные элементы системы в целях выявления их сходства и различий, что позволяет делать научные обобщения и выявление наиболее эффективных моделей конституционно-правового регулирования.

6. Функциональный метод позволяет проникнуть в сущность явления посредством изучения его функций (например, исследовав функции государства, можно понять его сущность).

4 вопрос: Исторические этапы развития науки конституционного права РФ.

В XX в. в России сменилось два типа конституционного права:

– дореволюционное конституционное (государственное) право, отражающее переходы страны от абсолютной к конституционной монархии (1905 – февраль 1917 гг.), а затем к парламентской республике (февраль 1917 – октябрь 1917 гг.);

– тоталитарное конституционное (государственное) право, появившееся в результате свершения Октябрьской революции и просуществовавшее в разных модификациях вплоть до периода перестройки (вторая половина 80-х гг.).

Ныне в России складывается новый тип конституционного права, соответствующий переходу общества к демократии и учреждающий правовое государство с признанием высшей ценностью прав и свобод человека и гражданина. Каждый раз смена типов конституционного права сопровождала бурные события и общественные потрясения. И каждый раз новый тип полностью отрицал предыдущий. Так что о преемственности в развитии российского конституционного права можно говорить весьма условно или даже негативно, хотя отрицание предшествующего типа всегда оказывало большое (отрицательное или положительное) влияние на последующее развитие.

Нынешний, демократический, тип конституционного права принципиально отрицает тоталитарный тип, но через «отрицание отрицания» он как бы возвращает государство к этапу развития, прерванному большевистской революцией. Но это, все же, не простое возвращение назад, а скорее восприятие демократических принципов, выработанных мировой цивилизацией.

Дореволюционное конституционное (государственное) право. Со второй половины XIX в (с начала царствования Александра II) начинается процесс перестройки государственной системы и перерастания абсолютной монархии в конституционную. Этот процесс проходил медленно и мучительно, сопровождаясь нарастанием в стране революционного движения, террористическими актами и ответными репрессиями. 17 октября 1905 г. царем был издан Манифест, провозгласивший «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». Монарх как бы принимал на себя обязательство не нарушать и охранять провозглашенные права и свободы. Это был, конечно, ограниченный, но все же первый в истории России акт о гражданских свободах.

Манифест провозгласил создание бессословного законодательного органа (Государственная Дума), ограничение власти самодержавного монарха. В сочетании с Основными законами, принятыми 23 апреля 1906 г., и рядом последующих правовых актов этот акт положил начало конституционному развитию страны. Развитие нового конституционного права происходило под влиянием ведущих политических партий, и особенно партий конституционных демократов (кадетов). В программе этой партии, утвержденной на учредительном съезде в октябре 1905 г., выдвигалось предложение создать двухпалатный парламент, в котором вторая палата формировалась бы из представителей органов местного самоуправления. Парламенту предоставлялось право утверждать любой закон и принимать бюджет. Правые же партии, черносотенцы («Союз русского народа») упорно настаивали на незыблемости самодержавия как основы формы правления, по существу, вообще не хотели какого бы то ни было изменения государственного строя.

Таким образом, страна медленно, но определенно эволюционировала в сторону конституционной монархии западного типа. Императору принадлежала верховная самодержавная власть, но она уже не закреплялась как неограниченная. Постепенно в практику и правосознание внедрялись идеи парламентаризма и независимого правосудия, что подводило к восприятию теории правового государства и народного суверенитета. Однако обстановка революционного брожения, особенно в условиях военного времени, постоянно толкала режим к репрессиям против революционеров, использованию военно-полевых судов, других чрезвычайных мер поддержания общественного порядка. Демократизация конституционного права сознательно срывалась усилиями большевиков и эсеров, понимавших враждебность любых реформ своим революционным устремлениям.

В ходе февральской (1917 г.) революции конституционная монархия была легитимно свергнута Император Николай II специальным актом передал власть брату Михаилу, который, в свою очередь, отрекшись от престола, предоставил решение вопроса о форме правления будущему Учредительному собранию. 1 сентября 1917 г Россия провозглашается республикой, вскоре прекращает работу Государственная Дума.

Русское государствоведение конца XIX – начала XX в. образует единый этап развития науки государственного права. В то же время этот этап можно разделить на два периода: до издания Манифеста 17 октября 1905 г. и после. В первый из этих периодов наука государственного права делала акцент на изучении зарубежных форм правления, подчеркивала, например, преимущества английской конституционной монархии, что способствовало осознанию отсталости российского самодержавного строя и подталкивало власти к реформам. Во втором периоде началась разработка теории новой формы правления в России.

Для русской школы государственного права была характерна тесная связь с философскими учениями, развивавшимися в российском и европейском обществе. Отсюда три основных направления в науке государственного права’ либерализм, позитивизм и социологический позитивизм, которые, однако, не лишены были взаимопроникновения идей.

Среди ученых либерального направления выделялся Б.Н. Чичерин (1828 – 1904). Он стремился перенести на российские условия западную модель государственной власти. Отсюда его убеждение в необходимости конституционной монархии, что тогда означало отказ от неограниченного самодержавия. Он предлагал создать двухпалатный представительный орган сословного характера с большими правами. Как истинный либерал, Б.Н. Чичерин стоял на позициях естественного права, правового государства, разделения властей, отстаивал обязанность государства охранять гражданские и политические свободы, особенно выделяя для этого независимость суда.

Крупнейшим представителем юридического позитивизма был Н.М. Коркунов (1853 – 1904). Как все позитивисты, он был против естественного права, хотя и видел в государстве «общественный союз, представляющий собой. принудительное властвование над свободными людьми» Государственное право, по его мнению, определяет организацию государственной власти, регулирует ее деятельность и устанавливает права и обязанности граждан. Н.М. Коркунов внес большой вклад в разработку вопроса о под–законности указов и других актов государственного управления, считая это важным условием конституционной законности.

Сторонники социологического позитивизма как бы уходили от игнорирования социальных факторов, что было свойственно юридическому позитивизму, вносили в государственное право социально-политические акценты. Представитель этого направления А.С. Алексеев, у которого исследователи отмечают также значительное тяготение к юридическому позитивизму, много сделал для разработки теории правового государства с его правлением через приоритет законов. Под государственным правом он понимал «совокупность норм, определяющих существо и организацию верховной власти, состав и деятельность властей подчиненных, права и обязанности подданных».

Последовательным сторонником социологического позитивизма выступал М.М. Ковалевский (1851 – 1916). Он развивал резко оппозиционные взгляды по отношению к самодержавию, находился под влиянием – революционных идей, за что был даже уволен из Московского университета.

Крупным представителем социологического позитивизма в науке государственного права был также В.В. Ивановский. Он считал, что государственное право не чисто юридическая наука, а часть обществоведения; ее предметом является не только форма государства, но и государство в целом.

Из крупных ученых-государствоведов, работавших в последние десятилетия XIX в., необходимо также отметить А.Д. Градовского, С.А. Котляревского. М.И.. Свешникова и др.

После 1905 г. круг проблем государственно-правовой науки во многом меняется. Ее представители сосредоточивают свое внимание на проблемах народного представительства и его соотношении с верховной самодержавной властью.

Тоталитарное конституционное (государственное) право. Оно начинает складываться, начиная с 25 октября 1917 г., когда II Всероссийским съездом Советов был принят Декрет о власти, оформивший государственный переворот.

О государственном праве собственно России можно говорить только относительно периода до 1922 г., т.е. до создания СССР. После этого Россия фактически управлялась союзными органами и законами, у нее, в отличие от других союзных республик, не было даже своего высшего партийного органа – всем вершил союзный ЦК ВКП (б), а затем ЦК КПСС.

Как исходные принципы, так и последующее развитие тоталитарного государственного права обусловливались учением марксизма-ленинизма, которое рассматривает государство как главное орудие перестройки всех общественных отношений в соответствии с целями коммунизма.

Общий подход большевиков к государству был не просто далек от распространенной на Западе концепции правового государства, но прямо противоположен. Государству никаким образом не предписывалось охранять права и свободы граждан или воздерживаться от вмешательства в индивидуальную свободу, даже если речь шла о представителях «трудящихся классов». На словах права были гарантированы, но на деле ни один индивид не мог требовать их от государства, ибо действовал принудительный коллективизм в пользовании правами, а государство рассматривалось как олицетворение общих интересов.

Демократическое конституционное право. С конца 80-х гг. в Советском Союзе начался процесс реформ (перестройка), который затронул и сферу государственного права.

За последние годы наука конституционного права обращена

к изучению опыта других стран с целью выявления общих тенденций и закономерностей развития конституционного права в современном мире, чтобы соответствующим образом использовать удачные конституционно-правовые решения, найденные в этих странах, либо избежать допущенных там ошибок.

Сегодня в Российской Федерации перед наукой конституционного права стоят очень важные задачи и нерешенные проблемы в различных направлениях исследования. Они в последнее время занимают центральное место в дискуссиях на круглых столах, конференциях, в научной литературе.

Нельзя не заметить, что конституционно-правовая наука начинает глубже изучать политологические аспекты конституционных институтов. Происходит постепенная интеграция знаний в области конституционного права и политики. С учетом этого и ранее обозначенных особенностей наука конституционного права в Российской Федерации обещает быть многослойной и постоянно обновляющейся.

5 вопрос: Значение и роль правовых позиций Конституционного Суда РФ в развитии науки

Правовые позиции Конституционного Суда РФ, сформулированные в мотивировочной и резолютивной частях его решений, представляют собой эффективные способы научного обоснования и интерпретации действующих конституционно-правовых норм, а также эффективные правовые средства их реализации на практике, оказывают существенное влияние на правотворческую и правоприменительную деятельность в России на современном этапе. В правовых позициях отражены основные элементы предмета конституционно-правового регулирования через толкование принципов конституционного строя, правового статуса человека и гражданина, федеративного устройства и принципов осуществления деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов власти, раскрывается содержание принципов конституционного права, что позволяет обеспечить реальное взаимодействие теории и практики конституционализма в современной России.

6 вопрос: Конституционное право как учебная дисциплина.

Термин «Конституционное право Российской Федерации» обозначает также соответствующую юридическую дисциплину, соответствующий учебный курс, представляющий собой систематизированное изложение важнейших положений науки конституционного права применительно к учебным целям.

Конституционное право России является одной из основных отраслей системы права Российской Федерации, поэтому независимо от получаемой специальности ее изучение должно быть обязательным всистеме высшего юридического образования. Важность изучения данной учебной дисциплины объясняется значением и ценностью тех общественных отношений, которые закрепляются и регулируются нормами конституционного права.

Изучение конституционного права России позволяет получить знания о базовых, основополагающих отношениях в политической, социальной, экономической и иных сферах жизни общества, понять ту сложную систему социальных связей, подлежащих правовому воздействию, которые определяют структуру всего нашего социального организма. Предметом учебного курса российского конституционного права является изучение основ конституционного строя, основ правового положения человека и гражданина, федеративного устройства России, основы организации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. В изучении данных вопросов применяются прежде всего историко-правовой и формально-юридический (догматический) методы.

Сегодня стоит задача юридизации российского конституционного права как учебной дисциплины (в прошлом данный курс был слишком политизирован и идеологизирован), ее максимальное приближение

к конституционно-правовым нормам и отношениям. Это позволит досконально изучить соответствующую отрасль отечественного

Преподавание курса «Конституционное право России» опирается на знания, полученные при изучении теории государства и права, истории государства и права и других учебных дисциплин. В свою очередь, знание конституционного права способствует усвоению знаний в области политологии, экономики. Изучение данного курса по учебному плану высшей школы предшествует изучению специальных правовых дисциплин, поскольку оно содержит необходимые исходные положения для познания остальных отраслей права.

Думается, нет необходимости доказывать, что юристу нужно знать основные положения Конституции России, основные права, свободы и обязанности граждан для успешной их защиты и реализации; систему органов государственной власти, их компетенцию и соподчиненность; а также разбираться в других вопросах, которые составляют предмет конституционного права России.

Словом, овладение данной учебной дисциплиной совершенно необходимо для приобретения широкого профессионального кругозора, без которого нет полноценного специалиста.

Конституционное право РФ

Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина

«Конституционное право» — термин многозначный, употребляется, как правило, в трех аспектах: как отрасль права, как соответствующая отрасль науки и как учебная дисциплина. При этом отраслью права обычно называют совокупность правовых норм (подотраслей, институтов), регулирующих определенный круг общественных отношений, подпадающих под предмет данной отрасли. Отрасль науки есть совокупность знаний (учений, теорий, взглядов, гипотез и пр.) о соответствующей отрасли права, истории, закономерностях и перспективах развития правоотношений в данной отрасли, совершенствования законодательства и других источников правового регулирования и т. д. Учебная дисциплина (учебный курс), как правило, опирается на действующие правовые нормы соответствующей отрасли и представляет собой совокупность знаний как об этих действующих нормах, так и о состоянии науки.

1.1. Предмет, метод и система конституционного права России, его место в системе национального права

Основные, определяющие критерии любой отрасли права — самостоятельный предмет и специфический метод правового регулирования. Предмет любой отрасли права составляют определенные группы общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли.

В соответствии с преобладающим подходом к пониманию предмета конституционного права (иногда употребляется термин «объект конституционно-правового регулирования») конституционное право в России, как и в любой стране, регулирует два основных блока общественных отношений:

1) связанные с правовым статусом личности и ее взаимоотношений с государством и гражданским обществом;

2) связанные с организацией государства и функционированием публичной власти.

Здесь следует иметь в виду два принципиальных момента. Во-первых, являясь базовой, системообразующей отраслью национальной системы права, конституционное право регулирует лишь основы указанных общественных отношений, тогда как детальное регулирование различных аспектов правового статуса личности (права, обязанности, гарантии и ответственность гражданина как собственника, землепользователя, наемного работника, пенсионера, потребителя, предпринимателя, государственного служащего, свидетеля, пешехода и т. п.), а также статуса и функционирования различных государственных органов и иных властных институтов осуществляется нормами иных отраслей российского права (гражданского, земельного, трудового, административного, процессуального и др.). При этом существуют отношения, регулируемые нормами только (или главным образом) конституционного права — статус Президента РФ, палат Федерального Собрания — Парламента РФ, законодательный процесс и др.

Во-вторых, со второй половины XX в. в мире отмечается тенденция к расширению предмета конституционно-правового регулирования. Под это регулирование все чаще подпадают различные институты гражданского общества (общественные объединения, политические партии, профсоюзы, церковь, семья, школа, трудовые коллективы, организации культуры и спорта, коллективы общественной самодеятельности и т. п.), через которые человек интегрируется в общественную жизнь и которые зачастую выступают своеобразным посредником в отношениях между личностью и государством. Указанная тенденция просматривается и в России, хотя детального регулирования политической, социальной, экономической и духовной сфер жизни общества на уровне основного закона у нас нет.

Как и всякая отрасль права, конституционное право воздействует на регулируемые общественные отношения посредством разнообразных правовых приемов, средств и способов (предписания, дозволения, запреты и пр.). Говорить о наличии в конституционном праве собственного метода правового регулирования нельзя, но следует подчеркнуть, что отличительной чертой метода конституционно-правового регулирования является его императивность, преобладание жестких, властных предписаний и правил.

Таким образом, конституционное право России — ведущая, системообразующая отрасль российского права, совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих основы правового статуса личности, общественных объединений и иных институтов гражданского общества, экономической, политической, социальной и духовной жизни общества, организации государства и функционирования публичной власти.

Именно конституционное право лежит в основе всей правовой системы России, на базе норм данной отрасли права функционируют российское государство и общество, конституционные нормы лежат в основе развитого отраслевого законодательства РФ.

Систему любой отрасли права образуют составляющие данную отрасль нормы права, объединенные в институты (субинституты) и подотрасли. Характеризуя систему конституционного права России, следует отметить, что, во-первых, в отличие от «бинарных» отраслей (гражданское право — гражданский процесс, уголовное право — уголовный процесс, административное право — административный процесс и др.) в конституционном праве сложно выделить сугубо материальное конституционное право и конституционный процесс, хотя процессуальные нормы в конституционном праве, безусловно, есть. Эти нормы регулируют динамику законодательного процесса, избирательного процесса, проведения референдума, процедуры отрешения от должности Президента РФ, глав субъектов РФ или роспуска представительных органов власти и т. п.

Во-вторых, в системе конституционного права, в отличие от многих других отраслей национальной системы права (гражданского, административного, уголовного, трудового, земельного и др.), сложно выделить общую и особенную части. Обычно в систему конституционного права непосредственно включают составляющие ее подотрасли и институты. При этом четкой границы между подотраслями и институтами (субинститутами) нет: в частности, сложно соотнести по объему и содержанию институт государственной власти, с одной стороны, и подотрасли парламентского права и избирательного права, институт главы государства — с другой.

В то же время с определенной долей условности в системе конституционного права России можно выделить две части (схема 1).

1. Общие положения, куда входят следующие институты:

— Конституция РФ и ее свойства;

— основы конституционного строя России;

— основы конституционно-правового статуса личности (в том числе институт гражданства в Российской Федерации).

2. Конституционная система власти (институциональный и территориальный аспекты), включающая следующие подотрасли и институты:

— парламентское право РФ;

— избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации;

— институт главы государства;

— институт Правительства РФ;

— конституционные основы судебной системы, судебной власти и прокуратуры в Российской Федерации;

— территориальная организация публичной власти (федеративное устройство России и конституционные основы местного самоуправления).

Каждая составная часть системы конституционного права — это соответствующая совокупность конституционно-правовых норм со своими более узким предметом правового регулирования, определенным кругом субъектов и специфическими источниками.

Конституционное право — одна из отраслей правовой системы России, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается государством, в том числе и методами принуждения.

Правовая система подразделяется на отрасли права, каждая из которых представляет собой относительно самостоятельную часть правовой системы. В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.

Предметом конституционного права как отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

1) основ конституционного строя РФ, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве;

2) взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации:

3) федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции федерации и предмета совместного ведения федерации и субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов и т.д.;

4) организации и функционирования системы органов федеральной государственной власти Российской Федерации, органов судебной власти, а также местного самоуправления.

Исходя из сказанного можно сделать вывод, что конституционное право как отрасль российского права, представляет собой совокупность правовых норм, установленных (санкционированных) государством, в которых закреплены основы конституционного строя Российской Федерации, взаимоотношений между государством и личностью, федеративного устройства России, организации и деятельности системы органов государственной власти, местного самоуправления.

2. Конспект лекции: Конституционно-правовые нормы: понятие, классификация

Конституционно-правовая норма — установленное государством общеобязательное правило поведения, закрепляемое в Конституции РФ и принятых на ее основе иных законодательных актах и регулирующее наиболее важные общественные отношения: основы конституционного строя РФ, взаимоотношений государства, общества и личности, государственного устройства РФ, систему органов государственной власти, основы местного самоуправления.

Классификация конституционно-правовых норм.

Оснований классификации конституционно-правовых норм несколько:

I. По объекту правового регулирования, или содержанию:

а) закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя;

б) закрепляющие статус человека и гражданина;

в) федеративное устройство России;

г) закрепляющие и регулирующие систему и организацию деятельности органов государственной власти.

II. По юридической силе, т.е. в зависимости от места, которое занимает нормативно-правовой акт, содержащий конституционно-правовую норму, в общей иерархии нормативно-правовых актов:

а) нормы, содержащиеся в Конституции РФ, обладают высшей юридической силой;

б) нормы, содержащиеся в федеральных конституционных и федеральных законах;

в) нормы, содержащиеся в иных нормативных правовых актах.

III. По характеру содержащихся правовых предписаний:

а) управомачивающие, т.е. предоставляющие участникам конституционно-правовых отношений право совершать предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий;

б) обязывающие — нормы, устанавливающие обязанность совершать определенные действия (ст. 58 Конституции РФ — каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам);

в) запрещающие — конституционно-правовые нормы, запрещающие совершать определенные действия (например, ч.2 ст.34 Конституции РФ — не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию).

IY. По территории действия:

а) федеральные конституционно-правовые нормы;

б) правовые нормы субъектов РФ.

Y. По степени определенности содержащихся правовых предписаний:

а) императивные — нормы, не опускающие свободы действий субъекта в применении установленного данными нормами правила поведения (ст. 71 Конституции РФ — предметы ведения РФ);

б) диспозитивные — нормы, предусматривающие возможность выбора субъектом варианта своих действий в зависимости от указанных в норме условий и обстоятельств;

YI. По назначению в механизме конституционно-правового регулирования:

б) процессуальные (процедурные).

YII. По кругу лиц, которому адресовано правовое предписание:

Источники: http://poisk-ru.ru/s4979t3.html, http://www.litmir.me/br/?b=135166&p=1, http://studfiles.net/preview/1700211/

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *