Что дает аспирантура для юриста

В последние годы многие учащиеся стремятся стать аспирантами. Это связано с тем, что после защиты диссертации у них появляется больше возможностей. В переводе с латинского слово «аспирант» означает стремящийся к чему-либо. В первую очередь люди, захотевшие продолжить обучение, стремятся к знаниям. Если специальность техническая, у них появляется возможность сделать открытие в выбранной отрасли. Гуманитарии же с помощью получения кандидатской степени повышают свой рейтинг на рынке труда. Разберемся более подробно, что дает аспирантура.

Преимущества аспирантуры

Прежде всего, студенты обращают внимание на то, что в аспирантуре реально получить отсрочку от армии и стипендию. Если ВУЗ или НИИ готовят научных работников по технической специальности, то размер стипендии может быть намного выше минимальной по стране, которая сейчас установлена на уровне 2 500 рублей. Другие преимущества стоит разделить на три большие группы:

  1. Возможность самосовершенствоваться в выбранной профессии. Это преимущество редко привлекает молодых и амбициозных людей, поэтому данная формулировка все чаще привлекает в аспирантуру зрелых и уже состоявшихся в профессии специалистов. На время обучения аспирантам доступны научные библиотеки, лаборатории и посещение конференций.
  2. Возможность заниматься наукой и делать собственные открытия и изыскания. У будущих кандидатов наук есть перспектива заниматься наукой. Даже без защиты диссертации они могут заявить о себе в научном мире публикациями и выступлениями на конференциях.
  3. Вариант пойти не только по выбранной специальности, но и обучать студентов. Окончание магистратуры тоже дает возможность преподавать, но в заведения выше ССУЗов вас не возьмут. С кандидатской степенью можно вести лекции в вузах.
  4. За научную степень на государственной службе доплачивают, а за публикации в специализированных изданиях часто дают повышенные гонорары.
  5. Со временем можно защитить докторскую диссертацию, что дает возможность вступить в руководящий состав вуза или научного учреждения.

Чаще всего аспирантуру предпочитают выбрать те, кто хочет заниматься научными изысканиями.

Для этого дополнительное обучение готово дать максимальное количество возможностей.

Кому может быть полезно дополнительное обучение

Аспирантура способна давать и другие возможности. Например, повысить ваши котировки на рынке труда. Полезно пройти дополнительное обучение будет тем специалистам, которых слишком много на рынке труда. Найти хорошее рабочее место гораздо проще людям, имеющим ученую степень. Это высказывание можно применить к:

Для представителей первой профессии научная степень является способом найти более высокооплачиваемое место для работы. Экономистов и юристов в нашей стране достаточно много, поэтому работодатели отдают предпочтение тем, кто имеет кандидатскую степень. При трудоустройстве их охотнее приглашают на собеседования.

Инженеру или врачу аспирантура необходима для совершенствования своих знаний, получения более полной информации о выбранном направлении. Кроме того, во время прохождения дополнительного обучения реально сделать открытие. Все необходимое для этого есть в лабораториях НИИ и ВУЗов.

Отличия аспирантуры и ординатуры

Если остановиться более подробно на повышении квалификации медиков, то у них есть собственные возможности стать ценными специалистами. Одним из способов достичь высокого уровня является ординатура. На этот этап обучения можно поступить, имея диплом медицинского ВУЗа. После ординатуры выдается специальный документ (сертификат), который дает врачу возможность практиковать.

Аспирантура является возможностью потянуть теоретические знания. После нее медицинскому работнику присваивается ученая степень, имея которую можно трудоустроиться не только в медицинскую академию или любую больницу, но и заняться изысканиями в НИИ, посещать конференции и вести преподавательскую работу среди практикующих специалистов.

Врачей, которые прошли все возможные этапы обучения и имеют ученую степень, охотнее принимают на работу в крупнейшие больницы страны. Они могут претендовать на руководящие посты. Большинство лечебных заведений, которые готовы принять медицинских работников с научной степенью, занимаются разработкой новых методов лечения, что позволит медику продолжить изыскания в течение долгого времени.

Недостатки обучения в аспирантуре

Итак, данный курс обучения способен открыть перед человеком большие возможности, но стоит ли пытаться идти по такому пути. Разберемся с недостатками:

  1. Человеку необходимо пройти слишком длинное обучение. После 5 или 6 лет в университете для простого специалиста придется затратить еще 3 или 4 года, чтобы защитить кандидатскую диссертацию. Итого на получение научной степени уйдет около 10 лет. Не каждый способен отдать такое количество времени на обучение. Врачам, если учесть время на интернатуру и ординатуру, придется провести на студенческой скамье на несколько лет дольше.
  2. Во время обучения придется читать лекции перед студентами, проводить семинары и принимать зачеты. С одной стороны, это можно отнести и к плюсам, ведь вы получаете навыки преподавания, которые удастся использовать для трудоустройства, а с другой, общение со студентами отнимает массу времени.

Решать идти в аспирантуру или нет, стоит только на последнем курсе магистратуры или специалитета. Если вы чувствуете, что неправильно выбрали будущую профессию, то не стоит терять время на более углубленное обучение.

В рамках нашего сайта действует специальное предложение: вы можете воспользоваться консультацией нашего корпоративного юриста совершенно бесплатно. Все необходимо сделать — это оставить ваш вопрос в форме ниже.

Возможность поступить в аспирантуру для многих является серьезным шагом, на который нужно решиться. Человек, идущий на это, должен четко понимать, чего он хочет достичь. Следует понимать, что обучение в аспирантуре является не просто следующей ступенью образования после окончания вуза. Поступление в нее выводит вас на качественно новый уровень. Аспирантура служит не просто местом для получения знаний. Она дает возможность человеку получить ученое звание.

Ознакомьтесь с подразделами.

Все о процессе поступления и будущей учебы.

Учеба в высших учебных заведениях страны.

Список всех направлений обучения.

Все про то, как успешно закончить обучение.

Кто это такой и как им стать.

То, что вам пригодится при поступлении и в ходе обучения.

. и дочитайте этот материал

Оглавление

Для того, чтобы учиться в аспирантуре, человек должен иметь способности к аналитической, творческой и исследовательской работе, а также у вас должен быть талант. Людей, обладающих такими способностями, среди выпускников вызов, очень мало. Из-за этого перед тем, как принять решение, вы должны разобрать в себе и понять, есть ли у вас способности для обучения и научной работы. Без способностей и таланта вы просто зря проведете время, и от этого не будет пользы. Лучше найти себя в чем-то другом, где вы можете принести пользу.

Что представляет собой данное обучение

Аспирантура представляет собой форму профессионального послевузовского обучения. Она является главным этапом подготовки научных и научно-педагогических кадров. На сегодняшний день она служит самостоятельной формой для получения образования. Основной целью ее является приобретение навыков для занятия научными работами самостоятельно. Образование в основном ведеться при научно-исследовательских институтах и высших учебных заведениях.

Специалист, который закончил обучение, должен обладать всем необходимым, чтобы эффективно решать задачи в научной среде и качественно выполнять научно-исследовательские работы. Аспирантура, по сути, является формой повышения квалификации для желающих получить ученую степень кандидата наук. В ходе обучения человек получает опыт, который ему будет нужен, чтобы в дальнейшем выбрать актуальное научное направление. Он учится обосновывать те, темы исследований, которыми занимается. Аспирант также получает требуемый опыт для правильной организации и проведения эксперимента. Приобретает навыки умелой работы с литературой, способность грамотно получать и обрабатывать данные исследования, выполнять их сравнительный анализ. Учится правильно обобщать данные своих исследований в форме выводов. Завершающим этапом обучения является написание кандидатской диссертации. Написанную диссертацию аспирант должен будет предварительно защитить на заседании кафедры, а также на заседании научного отдела, который обязательно должен соответствовать его профилю.

Кто такой аспирант

Аспирантом является человек, у которого есть высшее профессиональное образование. Его целью является подготовка к защите диссертации для получения ученой степени кандидата наук. Для осуществления этой цели он должен пройти обучение в аспирантуре, которая находится при научно-исследовательских учреждениях и вузах. Им стать может человек, который имеет квалификацию магистра или специалиста и при этом является гражданином своей страны. Для зачисления в аспирантуру необходимо будет сдать вступительные экзамены на конкурсной основе. Кандидату необходимо будет подготовить научную публикацию, реферат и заявление на поступление. Очень помогают участия в научных конференциях, на основе которых дается рекомендация к поступлению.

Каждому аспиранту назначается научный руководитель, под наблюдением которого он пишет диссертацию. Кроме подготовки к написанию диссертации аспирант занимается индивидуальным планом работы. Этот план предусматривает сроки, по которым сдаются экзамены на кандидатский минимум. Также там указываются даты, по которым сдаются отдельные части диссертации. В обязанности аспиранта также входит посещение дополнительных занятий. Эти занятия проводятся на первом курсе обучения. Участие в работе кафедры, к которой он непосредственно закреплен, тоже входит в его обязанности. Если он не выполняет свой календарный план, его могут отчислить.

Для аспирантов очной формы предусмотрена выплата стипендий. У обучающихся на заочной форме обучения стипендии нет, но им можно каждый год брать дополнительный отпуск в размере тридцати дней. Этот отпуск они должны брать по месту своей работы. Аспирантам заочной формы обучения также может быть предоставлен один день в неделю, для проведения занятий, который оплачивается в размере 50%. Человек, поступающий в аспирантуру, имеет право выбрать направление, по которой будет проходить обучение. Поэтому не обязательно поступать в аспирантуру по специальности вашего диплома. В этом случае не стоит забывать, что необходимо будет освоить больше информации.

Аспирантура предоставляет возможность человеку заниматься научной деятельностью. Также вам открывается возможность выступления на разнообразных конференциях и возможность участия в разных конкурсах. Она позволяет человеку самосовершенствоваться. Это происходит благодаря получению знаний по одному направлению, которое вы выбрали. Благодаря аспирантуре, вы можете заниматься преподавательской деятельностью. Итогом обучения является написание и защита кандидатской диссертации.

Зачем нужна

В первую очередь аспирантура нужна тем, кто планирует заниматься научной деятельностью или же преподавать в вузе. Некоторые люди идут учиться для того, чтобы повысить свою квалификацию или поменять область своей деятельности. Некоторые люди поступают продолжают обучение потому, что у них большое желание учиться и этот процесс им нравится.

Онлайн-интервью с аспирантом юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Игорем Владимировичем Аленькиным

Нужна ли сегодня аспирантура? Какие преимущества она дает? Может ли научный статус помочь в продвижении по службе? Об этом и многом другом мы поговорили с Аленькиным Игорем Владимировичем, аспирантом юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

КонсультантПлюс: Расскажите, как проходит обучение в аспирантуре? Какова его продолжительность? Чем оно отличается от обучения в вузе?

Аленькин Игорь: Процесс обучения в аспирантуре по сравнению с обучением студентов имеет свою специфику. Это обусловлено тем, что в рамках аспирантуры осуществляется подготовка кадров высшей квалификации — научно-педагогических. При этом не стоит забывать, что в соответствии с Законом об образовании 2012 г. аспирантура признается одним из уровней высшего образования, поэтому современные аспиранты, так же как и студенты, ходят на семинарские занятия и слушают лекции. Обучение в аспирантуре составляет три или четыре года, в зависимости от формы обучения — очной и заочной соответственно.

В Московском университете традиционно у аспирантов учебный год начинается 1 октября, а от того, на каком году обучения аспирант, зависит и его учебное расписание. Так, на первом году аспирантам читаются лекции и проводятся семинарские занятия по истории и философии науки, занятия по иностранному языку. По двум этим обязательным для всех аспирантов предметам весной проводятся кандидатские экзамены или, как их еще называют, кандидатские минимумы — экзамены, на которых аспирант подтверждает свое знание соответствующих предметов.

Важная особенность — каждый аспирант вместе с научным руководителем разрабатывает индивидуальный учебный план, а после его утверждения следует ему в течение всех трех (четырех) лет. В индивидуальном плане отражаются сроки сдачи экзаменов (зачетов) по дисциплинам, программа прохождения научно-исследовательской и педагогической практики, основные вехи научной деятельности аспиранта (от сбора материала для исследовательской работы до подготовки текста диссертационного исследования).

В соответствии с действующим законодательством в МГУ приняты собственные образовательные стандарты, среди которых и образовательный стандарт аспирантуры. На основании стандарта в образовательную программу аспирантуры включены дисциплины по выбору аспиранта: отдельные специальные курсы по проблемным вопросам соответствующей направленности (специальности научных работников), а также предметы, посвященные подготовке аспирантов к двум видам профессиональной деятельности в сфере юриспруденции: научно-исследовательской (к примеру, курс «методика научных исследований») и педагогической (например, курс «интерактивные методы обучения»).

В то же время привычных для студентов сессий у аспирантов нет. Как уже говорилось выше, аспиранты обязаны сдать кандидатские минимумы по истории и философии науки и иностранному языку, а также важнейший экзамен — по специальности. После его успешной сдачи аспирант вправе вести занятия у студентов. Помимо этого аспиранты сдают зачеты после освоения дисциплин по выбору и других предметов.

На втором и третьем годах обучения больший уклон в обучении аспирантов делается на специальные дисциплины и самостоятельную работу. Особое внимание аспиранты должны уделять научной деятельности: подготовке различных докладов и участию в конференциях, написанию научных статей, текста диссертации.

КонсультантПлюс: Чем занимаются аспиранты, какие у них обязанности? Должны ли аспиранты преподавать в обязательном порядке?

Аленькин Игорь: Главная обязанность аспиранта (после сдачи кандидатских экзаменов) — написание диссертации. Но помимо этого аспирант должен принимать активное участие в жизни своего научного коллектива (кафедры). Самая простая обязанность — посещение заседаний кафедры.

Аспиранты также привлекаются для организации кафедральных научных мероприятий, могут проводить по поручению преподавателей консультации и семинары. Как правило, аспирант должен прослушать лекции своего научного руководителя, помогать ему при проведении занятий и принятии экзаменов. На некоторых кафедрах, например на моей — кафедре конституционного и муниципального права, часть аспирантов привлекается к выполнению научных проектов и научно-исследовательских работ. В рамках указанных научно-исследовательских работ и различных грантов аспиранты совместно с профессорско-преподавательским составом готовят учебно-методические материалы и пособия, научные публикации и организуют научные мероприятия.

Есть у аспирантов и обязанности, связанные с выполнением своих индивидуальных планов, частично они связаны и с выходом на защиту диссертации. Это научно-исследовательская практика и подготовка публикаций в ведущих рецензируемых журналах. Обычно это минимум три публикации в журналах из перечня Высшей аттестационной комиссии но для аспирантов МГУ теперь будут действовать более жесткие требования: аспирант должен подготовить и опубликовать не менее четырех публикаций в рецензируемых научных изданиях, входящих в научные базы данных (Московский университет с 2017 года будет присуждать ученые степени самостоятельно и в соответствии с собственным положением о присуждении ученых степеней).

Что касается преподавания, аспиранты проходят педагогическую практику, являющуюся компонентом их профессиональной подготовки. Осуществляется она в различных формах: проведении семинарских занятий и консультаций, принятии зачетов и экзаменов. К педагогической практике могут относиться также лекции и внеаудиторная работа со студентами (например, проведение заседаний научных кружков, проектных групп и пр.).

КонсультантПлюс: Могут ли аспиранты совмещать обучение с работой?

Аленькин Игорь: Законодательного запрета на то, чтобы аспиранты работали, нет. Совмещать обучение с работой, конечно, возможно, а иногда это даже и нужно — в рамках практической деятельности аспирант может подобрать большое количество эмпирического материала, который впоследствии будет использован в диссертации, а иногда практическая деятельность помогает лучше понять актуальные проблемы той или иной отрасли права, заставляет задуматься над путями их разрешения — как практическими, так и концептуальными.

Но все же не стоит забывать о том, что во всем хороша золотая середина — подготовка диссертации требует много времени и сил, ведь только подбором эмпирического материала процесс подготовки текста не ограничивается, важна его теоретическая, научная составляющая, за которой аспиранты идут в библиотеку, читальный зал или на кафедру, иногда проводя там все дни напролет. Мне кажется, что в вопросе совмещения обучения и работы главное найти оптимальный баланс, грамотно выстраивать свое время и не упускать возможности поработать над диссертацией или посещать научные мероприятия.

КонсультантПлюс: Что такое соискательство и чем оно отличается от аспирантуры?

Аленькин Игорь: Раньше существовала такая форма получения заветной степени кандидата (доктора) наук как соискательство. В настоящий момент существует возможность прикрепления для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата (доктора) наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Прикрепляться можно как для сдачи кандидатских экзаменов (если ранее они не сдавались) и для работы над диссертацией, так и только для подготовки и защиты диссертации. Думаю, из сказанного становится понятным основное различие двух путей стать кандидатом наук. Заключается оно в том, что прикрепленный соискатель не осваивает программы подготовки, не посещает лекции и семинары, а занимается исключительно работой над диссертационным исследованием. Есть еще и некоторые тонкости: прикрепление, в отличие от аспирантуры, возможно только на возмездной основе, отличаются и сроки — прикрепление для сдачи кандидатских экзаменов возможно до шести месяцев, для подготовки и защиты диссертации — на срок до трех лет.

КонсультантПлюс: Используют ли аспиранты в своей работе справочную правовую систему КонсультантПлюс?

Аленькин Игорь: Конечно! В современном быстро меняющемся мире юристу уже невозможно обойтись без справочных правовых систем. Для ученых-юристов справочная система является неоценимым подспорьем, даже в какой-то степени другом, ведь она включает в себя не только информационный банк нормативных правовых актов, судебной практики и иных юридических документов, но и выполняет функцию электронной библиотеки. В СПС КонсультантПлюс есть множество учебных пособий, научно-практических комментариев, а также значительное количество статей. Нельзя не вспомнить и о свежих правовых новостях.

Работа с системой позволяет оперативно получать актуальную правовую информацию — законопроекты по исследуемой тематике, свежие судебные решения, разъяснения госорганов и статьи, в которых представлены взгляды ученых и практиков на те или иные вопросы.

Кроме того, справочная система позволяет быстро находить связанные документы, судебную практику, сравнивать различные редакции законоположений. С точки зрения аналитической работы аспиранта, СПС дает возможность, с одной стороны, сэкономить время, а с другой — более глубоко погрузится в проблему, без нее (СПС) мы, как говорится, были бы как без рук.

КонсультантПлюс: Что дает аспирантура молодому специалисту? Какие вы видите преимущества от обучения в аспирантуре?

Аленькин Игорь: Говорят, диссертация — это путевка в жизнь. И небезосновательно. Есть два важных аспекта. Первый я бы назвал прагматическим. Обучение в аспирантуре позволяет углубиться в изучение фундаментальных проблем той или иной отрасли права, проявить себя и значительно повысить свою теоретическую, фундаментальную подготовку в определенной сфере, а также отработать навыки работы с большими массивами информации. Кроме того, степень кандидата наук (как результат успешного обучения в аспирантуре) подтверждает высокую квалификацию молодого специалиста, говорит о его личностных качествах и способностях. Подготовка и защита диссертации требует немалых усилий, трудолюбия, усердия и целеустремленности. Кандидаты наук в сфере права отличаются развитыми аналитическими способностями, умением вычленять суть и проблемы в различных правовых ситуациях, а главное — предлагать варианты их решения, достаточно эффективные, а порой и вовсе неординарные. Как мне кажется, это зачастую является одним из факторов успешности на профессиональном поприще.

Второй аспект, а мне он видится даже более важным, — личностный. Все-таки занятие наукой и преподавание — это дело для души, некий путь самореализации. И этот путь предполагает постоянное самосовершенствование, повышение своей квалификации как специалиста, поиск нового знания и истины, а главное — донесение этого знания до других. Возможность делиться знаниями и умениями с другими, быть полезным обществу — вот, что может дать аспирантура.

КонсультантПлюс: Какие рекомендации вы можете дать студентам, которые планируют связать свою жизнь с наукой? Что следует предпринять сейчас, чтобы к моменту поступления в аспирантуру бы ть готовым к научной и преподавательской деятельности?

Аленькин Игорь: Думаю, что секретов тут быть не может. Первое и самое главное правило — трудолюбие. Особое внимание всегда обращается на успеваемость студента — более высокие показатели успеваемости всегда являются положительным фактором и способствуют поступлению. По возможности нужно стараться как можно больше читать литературы по интересующей тематике, посещать лекции признанных специалистов, участвовать в научных мероприятиях. Без отслеживания актуальной практики — тоже никуда.

Немаловажный момент: чем раньше студент определится со сферой профессиональных интересов и погрузится в нее, тем будет проще и при окончании вуза, и при поступлении и обучении в аспирантуре. Важна также работа с научным руководителем, прежде всего в плане активности самого студента/аспиранта, не нужно бояться показаться назойливым, чем больший интерес человек проявляет к предмету и проявляет свои способности, тем больше в нем заинтересована научная школа, к которой он бы хотел присоединиться в будущем.

Кроме того, надо отметить, что при поступлении в аспирантуру могут действовать и дополнительные критерии отбора, которые, как правило, используются при прочих равных. Помимо красного диплома сюда относятся наличие публикаций, участие в научных конференциях и иные заслуги. Без соответствия критерию научной активности аспиранту не обойтись.

После поступления новоиспеченному аспиранту пригодятся все навыки, которыми он овладел в студенческие годы: это и умение работать с справочно-правовыми системами, библиографиями и тонной литературы, законодательным массивом, навыки быстрого решения поставленных задач. Несомненно, ценятся организаторские способности и готовность прийти на помощь своей кафедре/факультету. Но более всего справляться со всеми перипетиями научной жизни поможет умение правильно организовать себя. Этот навык, если он еще не сформирован, нужно отрабатывать по максимуму.

В целом могу пожелать будущим ученым усердия, терпения и оптимизма! Как говорится, в борьбе обретешь ты…

Источники: http://vuzyinfo.ru/sovety/chto-daet-aspirantura-i-kogda-tuda-stoit-idti.html, http://edunews.ru/aspirantura/, http://www.consultant.ru/edu/news/interview/v_pomosh_studentu/aspirantura/alenkin/

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *